Бесплатная ежемесячная рассылка векторных орнаментов! Подпишитесь и используйте свободно в своей работе и творчестве!                 Бесплатная ежемесячная рассылка векторных орнаментов! Подпишитесь и используйте свободно в своей работе и творчестве!                 Бесплатная ежемесячная рассылка векторных орнаментов! Подпишитесь и используйте свободно в своей работе и творчестве!                 
Читать
Смотреть
7 мин чтения

7 фактов о нганасанах — жителях сурового Таймыра

  1. Нганасаны — самый древний северный народ Евразии, потомки охотников на дикого северного оленя, живших на Таймыре ещё в эпоху неолита.

  2. Численность нганасан — всего 862 человека (по данным Всероссийской переписи 2010 года). Из них 747 человек проживают в посёлках Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (Усть-Авам, Волочанка, Новая) и в городе Дудинке.

Территория расселения коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Группировка народов по принадлежности языковым семьям. Источник: https://ansipra.npolar.no/russian/
  1. Этноним «нганасаны» введен в 1930-е годы, он образован от известного многим народам Севера слова «нганаса» — человек, мужчина. В дореволюционной литературе нганасан называли тавгийскими, авамскими, вадеевскими самоедами или просто самоядь. Представители этого народа говорят на нганасанском языке самодийской группы уральской семьи.

  2. До середины XX века нганасаны вели кочевой образ жизни. Основными занятиями нганасан были охота на дикого северного оленя, песцов, зайцев и птиц (куропаток, гусей, уток). Домашнее оленеводство позволяло использовать оленей в качестве транспортного животного. Нганасаны запрягали оленей в нарты.
Охота на дикого оленя. Охотники-нганасаны Порбин Симдилю и Турдагин Дюталю высматривают диких оленей. Таймырский национальный округ, 1938 г. Автор: И. И. Балуев. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея. Источник: http://my.krskstate.ru/
  1. Традиционным жилищем нганасан является чум конусообразной формы. Несмотря на простоту и легкость конструкции из деревянных жердей, оленьих шкур и парусины, нганасанский чум хорошо защищает от зимней пурги. Холодная зима продолжается на Таймыре восемь-десять месяцев, 45 суток длится полярная ночь.

  2. В суровых климатических условиях нганасаны и другие народы Таймыра (энцы, ненцы, долганы, эвенки) не только выжили, но и создали оригинальные свидетельства опыта выживания: яркий мир древних обрядов, песен, танцев и декоративно-прикладного искусства.

Женщины-нганасанки с детьми у входа в чум. Таймырский национальный округ, 1938 г. Автор: И. И. Балуев. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея. Источник: http://my.krskstate.ru/
  1. Нганасаны верят в существование духов, поэтому особую роль в их культуре играют шаманы. Шаманы были заклинателями духов, предсказателями, лекарями, сказителями. Во время многочасовых камланий (ритуалов общения с духами) шаманы исполняли особые песни, в которых обращались к духам с просьбами или вопросами.

Традиционная одежда нганасан

Одежда нганасан едва ли не самая архаичная по форме, её тип генетически и исторически связан с основным занятием народа — охотой на оленя. Крой одежды одновременно и лаконичен, и сложен.

Силуэт парки прямой, чуть расширяющийся к низу, длиной не доходит до колен и имеет по подолу двухъярусную опушку из длинного меха.

Мужская праздничная парка «тосодя лу» глухого покроя. Вид спереди. Начало XX века.
Из фонда Таймырского краеведческого музея. Парка приобретена в 1983 году у Н. С. Турдагина из п. Усть-Авам, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Красноярского края

У мужчин к парке пришит плотно облегающий капюшон. Женский костюм отличается от мужского наличием головного убора — шапки-капора.

Девушка Турдагина Сойтюр в праздничном наряде и шапке-капоре. Снято на реке Янгоде. Нганасаны. Таймырский национальный округ, 1938 г. Автор: И. И. Балуев. Из фонда стеклянных негативов Красноярского краевого краеведческого музея. Источник: http://my.krskstate.ru/

При украшении одежды нганасаны использовали только три цвета: чёрный, красный и белый. Связывают это с легендой о происхождении нганасан от краснозобой гагары, в оперении которой есть эти цвета. Противопоставление белого (красного) и чёрного цветов имеет очень древнюю основу и определено противостоянием жизни и смерти, света и тьмы, тепла и холода.

Орнаменты традиционной одежды нганасан

Для украшения одежды нганасаны применяли геометрический полосовой орнамент из кожи, который называется мули. Каждый орнамент на традиционной одежде нганасан нёс большую смысловую нагрузку и имел своё название. В давние времена насчитывалось до трех десятков различных видов мули.

Охранительные орнаменты. Реконструкция на основе иллюстраций из статьи Ю. Б. Симченко « Нганасанские орнаменты»

Орнаменты делились на две группы. К первой группе относились охранительные орнаменты, которые защищали своего владельца. Их изначальное значение в настоящее время забыто.

Расположение охранительных орнаментов на мужской (вверху) и женской (внизу) одежде. На основе иллюстраций из статьи Ю. Б. Симченко « Нганасанские орнаменты»

Вторая группа орнаментов — это орнаменты, несущие определённую информацию о половой принадлежности, возрасте, семейном статусе, социальном положении человека и наличии детей.

Орнаменты, указывающие на социальный статус. Реконструкция на основе иллюстраций из статьи Ю. Б. Симченко « Нганасанские орнаменты»

Орнаменты имели строгое деление на женские, мужские и детские. Мужские орнаменты определяли социальный статус и отношение владельца к промыслу, женские же, в основном, связаны с ролью их владелиц в продолжении рода. После каждого значимого события в жизни человека в его одежду вшивались новые орнаменты и вставки.

Расположение орнаментов, указывающих на социальный статус, на мужской (вверху) и женской (внизу) одежде. На основе иллюстраций из статьи Ю. Б. Симченко « Нганасанские орнаменты»

Далее мы предлагаем «прочитать» орнаменты на образцах мужской и женской традиционной праздничной одежды нганасан.

Орнаменты на мужской праздничной одежде «тосодя лу»

 Орнамент ЛЕРАКУ на мужской праздничной одежде «тосодя лу»

Орнамент ЛЕРАКУ встречается на одежде женатых мужчин и замужних женщин, имеет культовое значение.

Расположение орнаментов на мужской праздничной одежде «тосодя лу». Вид сзади

До наступления зрелости мальчикам нашивают детский орнамент ЧИМИРАКУ (чими — зубы). После убиения первого дикого оленя юноша считается зрелым охотником, и ему нашивают сложный орнамент ЧИМИЛЕРАКУ, состоящий из двух полос: орнамента ЧИМИРАКУ и орнамента ЛЕРАКУ. Символика этого сочетания разных по смыслу знаков станет понятна, если вспомнить, что орнамент ЛЕРАКУ употребляется как показатель того, что его владелец состоит в браке. ЧИМИЛЕРАКУ символизирует подготовленность юноши к обзаведению собственной семьей и готовность её обеспечить.


Украшения из ремешков ЧАНДА̕̕ О сделаны из замши, раскрашенной черными и красными полосками. Их пришивают на спине на уровне лопаток. Женатые мужчины носят на спине 12 ЧАНДА̕̕ О, мальчики и холостые мужчины — по 8. Таким образом, по числу ЧАНДА̕̕ О на верхней одежде можно определить семейное положение владельца.

На капюшон мужской парки пришиваются «ушные ЧАНДА̕̕ О», которые раскрашиваются черными и красными полосками.

Орнаменты женской праздничной одежды «тосодя лу»

Орнамент КЮТЮ̕ О (звенящий) или БОДЯМУ̕ ОРОКЫ («подобный медным пластинам на женском комбинезоне») встречается на мужской и на женской одежде. Рисунок орнамента повторяет форму женского медного украшения БОДЯМУ̕ О. В прошлом орнамент имел охранительное значение, хотя конкретизировать его смысл не удалось.

Орнамент КЮТЮ̕ О (звенящий) или БОДЯМУ̕ ОРОКЫ («подобный медным пластинам на женском комбинезоне»)

Достаточно распространенным является орнамент ДЮТАМА̕ А (полоски), который также имеет охранительный смысл, его нашивали на мужские и женские парки. Истолковывался как разновидность сакрального знака сверхъестественного существа, насылающего пургу.

Орнамент ДЮТАМА̕ А

ЧИМИРАКУ (зубообразный) или КОНТОРАКЫ (санкообразный) «детский» орнамент нашивают на одежду детей обоего пола до наступления зрелости.

Орнамент ЧИМИРАКУ (зубообразный) или КОНТОРАКЫ (санкообразный) орнамент

Выше орнамента ЧИМИРАКУ располагается полоска ЧИМИЛЕРАКУ, которую нашивают на одежду женщин, достигших зрелости. Как и на мужской парке, орнамент состоит из двух полос: орнамента ЧИМИРАКУ и орнамента ЛЕРАКУ, который указывает на то, что его владелица состоит в браке. ЧИМИЛЕРАКУ символизирует подготовленность девушки к обзаведению собственной семьёй.

Орнамент ЧИМИЛЕРАКУ на женской праздничной парке

На женской парке, как и на мужской, на спине на уровне лопаток пришиты украшения из замши — ЧАНДА̕̕ О (украшения из ремешков), раскрашенные черными и красными полосками На парках замужних женщин нашивают 10 чанда̕ о, а девочек и девушек — по 6.

ЧАНДА̕̕ О — украшения из ремешков


Техника изготовления орнамента

Нганасанки вырезали орнамент острым концом ножа на кроильной доске «от руки», то есть без всякой предварительной разметки или каких-либо шаблонов. Две полосы белой и черной кожи накладывали друг на друга и по середине вырезали нужный узор. Получались четыре совершенно одинаковые полосы узора. Полоски (одна половина рисунка из тёмной кожи, другая – из светлой) складывались попарно, чтобы все прорези совпали, и соединялись при помощи мелких стежков оленьими жилами.

Таймырская нганасанка Чалмаре Порбина вырезает орнамент. Фотография В. С. Карева. Источник: статья Симченко Ю. Б. «Нганасанские орнаменты»

Орнамент располагали параллельно конструктивным линиям, подчёркивая крой и силуэт костюма. На одну парку использовалось около 10 метров орнаментальных полос, при этом мастерица выполняла до 10000 стежков. Орнаментальные полосы ценили — бережно перешивали с обветшавшей одежды на новую. Благодаря этому образцы традиционных орнаментов сохранились до наших дней в неизменном виде.

Женская праздничная распашная парка «тосодя лу». Вид спереди. Начало XX века.
Из фонда Таймырского краеведческого музея. Парка приобретена в 1988 году у Н. К. Овчинникова из п. Волочанка, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Красноярского края

Нганасаны не только нашивали орнаменты, но и раскрашивали кожу для украшения ровдужной (замшевой) одежды и других предметов быта. Использовали естественные красители: для чёрного цвета — графит, а для красного — охру. Разведенную в воде краску размазывали по поверхности при помощи клубка оленьей шерсти, а тонкие линии наносились на кожу специальными палочками.



Статья про орнаменты традиционной одежды нганасан — первая из серии материалов об орнаментах коренных народов Таймыра, которые Орнамика готовит в сотрудничестве с Краевым государственным бюджетным учреждением культуры «Таймырский краеведческий музей» (г. Дудинка). В подготовке статьи и описаний орнаментов принимала участие Лидия Кундылеевна Аксёнова, нганасанка из рода Нгамтусу’о, старший научный сотрудник Таймырского краеведческого музея.

Фотографии традиционной нганасанской одежды — собственность Таймырского краеведческого музея и не могут быть использованы в других публикациях без разрешения администрации музея.


Источники:

  • Аксёнова Л. К. Статья «Нганасанские орнаменты» и описания орнаментов традиционной одежды нганасан (материалы, переданные Таймырским краеведческим музеем).
  • Симченко Ю. Б. Нганасанские орнаменты. Советская этнография. 1963. № 3. С. 167–172.
  • Попов А. А. Нганасаны. Вып. 1. Материальная культура. Москва: Издательство Академии наук СССР, 1948.

    Рекомендуем для более детального знакомства с культурой нганасан:
  • Попов А. А. Нганасаны: Социальное устройство и верования. Ленинград: Наука, 1984.
  • Нганасаны. Энциклопедия Красноярского края.
  • Гемуев И. Н., Молодин В. И., Соколова З. П. На­ро­ды За­пад­ной Си­би­ри: Хан­ты. Ман­си. Сель­ку­пы. Нен­цы. Эн­цы. Нга­на­са­ны. Ке­ты. Москва: Наука, 2005.
  • Документальный фильм «Нганасаны. Последние из шаманского рода Нгамтусо».
  • Серия публикаций о нганасанах на сайте сетевого издания «Таймырский телеграф»

Подписаться на рассылку
Благодарим Вас за подписку на нас
Бесплатная ежемесячная рассылка векторных орнаментов! Подпишитесь и используйте свободно в своей работе и творчестве!                 Бесплатная ежемесячная рассылка векторных орнаментов! Подпишитесь и используйте свободно в своей работе и творчестве!                 Бесплатная ежемесячная рассылка векторных орнаментов! Подпишитесь и используйте свободно в своей работе и творчестве!

Free monthly vector ornaments in your mailbox! Subscribe and use ornaments for all your creative needs for free!                 Free monthly vector ornaments in your mailbox! Subscribe and use ornaments for all your creative needs for free!                 Free monthly vector ornaments in your mailbox! Subscribe and use ornaments for all your creative needs for free!                 
Read
View
7 min read

7 FACTS ABOUT THE NGANASANS – INHABITANTS OF THE HARSH TAYMYR

  1. The Nganasans are the most ancient indigenous people of the Eurasian North. They are descendants of wild reindeer hunters who lived on the Tymyr Peninsula as early as the Neolithic period.
  2. The population of the Nganasans comprises only 862 people (according to the Russian Census 2010). 747 of them reside in rural-type settlements in the Taymyrsky Dolgano-Nenetsky Municipal District (settlements Ust’-Avam, Volochanka, Novaya) and in the town of Dudinka.

The settlement area of the indigenous small-numbered peoples of the North, Siberia and the Far East. Peoples are grouped according to their language families. Source: https://ansipra.npolar.no/russian/

  1. The ethnonym “Nganasans” was introduced in the 1930s. It was derived from the word “nganasa” that means “human” or “man” and is familiar to many peoples of the North. In pre-revolutionary literature, the Nganasans were dubbed Tavgian, Avamian, and Vadeevan Samoyeds, or simply Samoyad’. People of this ethnic group speak the Nganasan language of the Samoyedic group that belongs to the Uralic family.
  2. Before the mid-20th century, the Nganasans led a nomadic way of life. Their main subsistence came from hunting for wild reindeer, snow foxes, hares, and birds (partridge, geese, ducks). Reindeer herding allowed the Nganasans to use these animals for transportation purposes, harnessing them to sledges known as narty.

Wild reindeer hunting. Nganasan hunters Porbin Simdilyu and Turdagin Dyutalyu are looking out for wild reindeers. Taymyr National Okrug, 1938. Author: I. I. Baluyev. From the collection of glass negative plates, the Local History Museum of Krasnoyarsk Krai. Source: http://my.krskstate.ru/

  1. A conical chum is a traditional dwelling of the Nganasans. Despite its plain and lightweight framework made of wooden poles, reindeer hides, and sailcloth, the Nganasan chum protects well against snowstorms. Cold winters on the Taymyr Peninsula continue for 8-10 months, and polar nights last for 45 days.
  2. The Nganasans and other peoples of the Taymyr (the Enets, the Nenets, the Dolgans, the Evenks) managed not only to survive in harsh climate, but also to reflect their survival experience in the rich range of ancient rituals, songs, dances, and objects of decorative arts.

Nganasan women and children before the entrance to a chum. Taymyr National Okrug, 1938. Author: I. I. Baluyev. From the collection of glass negative plates, the Local History Museum of Krasnoyarsk Krai. Source: http://my.krskstate.ru/

  1. The Nganasans believe in spirits – that is why shamans play a significant role in their culture. Shamans were fortune-tellers, healers, and storytellers; they were believed to be spellcasters who could interact with spirits. During rituals that could last for many hours, shamans sang special songs in which they addressed spirits with requests or questions.

TRADITIONAL CLOTHES OF THE NGANASANS

The design of Nganasan clothes is very archaic: it is genetically and historically tied to the main activity of the people – reindeer hunting. The cut of clothes is both laconic and very sophisticated.

A traditional coat called parka has a straight plain silhouette with a flaring knee-length hemline. Its edges are trimmed with two stripes of long fur.

A male festive parka “tosodya lu” with closed cut. Front view. Early 20th century.
From the collections of the Taymyr Museum of Local History. The parka was purchased in 1983 from N. S. Turdagin who lived in the settlement of Ust’-Avam, the Taymyrsky Dolgano-Nenetsky Autonomous District, Krasnoyarsk Krai.

Male parkas are supplemented with tight hoods. Female clothes can be distinguished by special headgear – a bonnet hat.

Turdagina Soytyur, a Nganasan girl, wearing a festive garment and a bonnet hat. The photo was taken near the river Yangoda. Taymyr National Okrug, 1938. Author: I. I. Baluyev. From the collection of glass negative plates, the Local History Museum of Krasnoyarsk Krai. Source: http://my.krskstate.ru/

To decorate their clothes, the Nganasans used only three colours: black, red, and white. This is explained by the legend, according to which the Nganasans were born from a red-throated loon that has this colours in its feathering. The juxtaposition of white (red) and black colours dates back to the ancient times and is determined by the juxtaposition of life and death, light and darkness, heat and cold that are symbolised by these hues.

THE ORNAMENTATION OF NGANASAN TRADITOPNAL CLOTHING

The Nganasans adorned their clothes with a geometric linear pattern made of leather: it was known as muli. In ancient times, there were around 30 different types of muli used in traditional clothes, with each ornament having its own name and meaning.

Protective ornaments. A reconstruction based on illustrations from the article of Yu. B. Simchenko “Nganasan Patterns.”

There were two large groups of Nganasan patterns. The first one included protective ornaments which were designed to safeguard their owner. Their original meaning is now forgotten.

The location of protective ornaments on male (on the top) and female (on the bottom) clothes. Based on the illustrations from the article of Yu. B. Simchenko “Nganasan Patterns.”

Ornaments that conveyed particular information about gender, age, marital status, social status, and children of a person formed the second group of patterns.

Ornaments that indicate social status. A reconstruction based on illustrations from the article of Yu. B. Simchenko “Nganasan Patterns.”

 

 

There were special male, female, and juvenile ornaments. Male patterns indicated social status of their owner and his occupation, while female ornaments usually designated the procreative role of a woman. New ornaments and elements were added to a person’s costume after each important event in their life.

 

 

 

The location of ornaments that designate social status: male (on the top) and female (on the bottom) clothing. Based on the illustrations from the article of Yu. B. Simchenko “Nganasan Patterns.”

 

 

 

Here we offer you to “read” ornaments on male and female festive costumes of the Nganasans.

ORNAMENTS ON MALE FESTIVE CLOTHES “TOSODYA LU”

  A LERAKU pattern on a male festive costume “tosodya lu.”

The LERAKU pattern has a religious meaning: it decorates clothes of unmarried men and married women.

The location of ornaments on a male festive costume “tosodya lu.” Back view.

Until they reach maturity, boys wear a juvenile pattern called CHIMIRAKU (“chimi” means “teeth”). A youngster is considered adult when he kills his first wild reindeer: after this event, he can wear a complex ornament CHIMILERAKU that consists of two stripes – the CHIMIRAKU and the LERAKU patterns. The symbolism of this peculiar combination becomes clearer if knowing that the LERAKU ornament designates that its owner is a married man. CHIMILERAKU symbolises that a young person is ready to have his own family, and can provide for it.

 

 

 

 

A CHANDA’O adornment is made of narrow suede stripes adorned with black and red lines. The stripes are sewn to the back at the level of the shoulder blades. Married men wear 12 CHANDA’O on their backs, while boys and single males have only 8. Therefore, the number of stripes on outerwear allows determining the marital status of its owner.

 

 

 

 

Another type of CHANDA’O adornment decorated with black and red lines is sewn to hoods of male parkas close to ears.

 

 

ORNAMENTS ON FEMALE FESTIVE CLOTHES “TOSODYA LU”

 

 

A KYUTYU’O (“tinkling”), or BODYAMU’ OROKY (“like copper plates on female overalls”) pattern can be seen on both male and female costumes. The silhouette of this ornament resembles the shape of a female copper adornment BODYAMU’O. The ornament had a protective function in the past, although its symbolism is now unclear.

A KYUTYU’O (“tinkling”), or BODYAMU’ OROKY (“like copper plates on female overalls”) pattern.

 

Another protective ornament, DYUTAMA’A (“stripes”), is also very common and could decorate both male and female parkas. DYUTAMA’A may be interpreted as a sacral sign of a supernatural being associated with snowstorms.

A DYUTAMA’A ornament

A CHIMIRAKU (“teeth-like”), or KONTORAKY (“sleigh-like”) juvenile pattern decorates clothes of both boys and girls until their owners reach maturity.

A CHIMIRAKU (“teeth-like”), or KONTORAKY (“sleigh-like”) ornament.

 

 

Clothes of girls who have reached puberty are adorned with the CHIMILERAKU pattern, which is placed above CHIMIRAKU. Like in male clothes, here the ornamentation is formed by two patterns, CHIMIRALU and LERAKU, with the latter designating that its owner is married. Thus, CHIMILERAKU indicates that a girl is ready to have her own family.

A CHIMILERAKY pattern on a female festive parka.

 

 

Similar to male costumes, at the level of the shoulder blades female parkas are decorated with CHANDA’O (an adornment made of suede stripes) with black and red lines. Married women have 10 CHANDA’O, while girls and unmarried women can wear only 6.

CHANDA’O – an adornment made of stripes.

 

THE TECHNIQUE OF DECORATION

Nganasan women would manually cut ornaments on a special desk without preliminary layouts or any templates. They put two stripes of white and black leather on top of one another and carved an ornament in the middle, this way obtaining four identical strips. Using sinew, women sewed them together with small stitches, slot to slot, slit to slit, so one half of the pattern was black, while the other one was white.

Chalmare Porbina, a Nganasan women from the Taymyr, is cutting an ornament. Photo by V. S. Karaev. Source: article “Nganasan Patterns” by Yu. B. Simchenko.

Patterns were placed parallel with seam lines: this emphasised the form of cuts and the overall silhouette. Women would use about 10 meters of ornamental stripes to decorate one parka; they made up to 10 000 stitches to attach patterns to a garment. The Nganasans highly valued ornamental stripes: if a piece of clothing got ramshackle, women would cut a pattern down and sew it to a new article. Various examples of ancient ornaments survived until modern times thanks to this practice.

A female festive parka “tosodya lu” with a frontal slit. Front view. Early 20th century.
From the collection of the Taymyr Museum of Local History. The parka was purchased in 1988 from N. K. Ovchinnikov who lived in the settlement of Volchanka, the Taymyrsky Dolgano-Nenetsky Autonomous District, Krasnoyarsk Krai.

 

 

The Nganasans not only sewed patterns to their suede clothing, but also adorned it with coloured pieces of leather. This way they decorated various houseware articles as well. For this purpose, the Nganasans used natural dyes, for instance, graphite to obtain a black pigment, and ochre for a red shade. They mixed colourants with water and applied this substance to leather with a ball of reindeer wool; thin lines were made with the help of special sticks.

 



This article about Nganasan traditional patterns is the first one from the series of publications dedicated to the ornaments of indigenous peoples of the Taymyr. Ornamika works on these materials in collaboration with the Regional State Budgetary Institution of Culture “The Taymyr Museum of Local History” (Dudinka). This text was written with the help of Lidia Aksyonova, a Nganasan woman of the Ngamtusu’o clan, who is a Senior Researcher of the Taymyr Museum of Local History.

The photos of the traditional Nganasan clothing used in this article are the property of the Taymyr Museum of Local History and cannot be published on other sources without the permission from the Museum board.

 

 

 

Works cited:

  • Aksyonova L. K. Nganasan Ornaments [article, in Russian] and descriptions of Nganasan ornaments in traditional clothing (materials were provided by the Taymyr Museum of Local History).
  • Simchenko Yu. B. Nganasan Ornaments (in Russian). Soviet Ethnography, 1963. № 3. Pp. 167–172.
  • Popov A. A. The Nganasans (in Russian). Vol. 1. Material Culture. Moscow: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1948.

    If you would like to learn more about Nganasan culture, check these sources:

  • Popov A. A. The Nganasans: Social Order and Beliefs (in Russian). Leningrad: Nauka, 1984.
  • The Nganasans (in Russian). Article from the Encyclopaedia of Krasnoyarsk Krai.Article from the Encyclopaedia of Krasnoyarsk Krai.
  • Gemuev I. N., Molodin V. I., Sokolova Z. P. The Peoples of Western Siberia: The Khantys. The Mansi. The Selkups. The Nenets. The Enets. The Nganasans. The Kets (in Russian). Moscow: Nauka, 2005.
  • A documentary “The Nganasans: The Last of the Ngamtuso Shaman Clan”(in Russian).
  • The series of publications about the Nganasans on the online media platform “Taymyrsky Telegraf” (in Russian).

 

Subscribe to the newsletter
Thank you for your subscribing
Free monthly vector ornaments in your mailbox! Subscribe and use ornaments for all your creative needs for free!                 Free monthly vector ornaments in your mailbox! Subscribe and use ornaments for all your creative needs for free!                 Free monthly vector ornaments in your mailbox! Subscribe and use ornaments for all your creative needs for free!