Время, космос, орнамент

С древнейших времен люди наблюдали движения небесных тел, пытаясь постичь устройство мира и осмыслить течение времени. На основе астрономических наблюдений были созданы первые календари, а астральные и космогонические мифы объясняли происхождение мира, явлений природы, человека. Мечта о космосе стала реальностью 12 апреля 1961 года. В честь юбилея первого полета человека в космос, мы сделали подборку орнаментов с изображениями солнца, луны и звёзд.

Орнамент или древний календарь? Исследователи видят в узорах этого горшка сельскохозяйственный календарь. Сер. ІІ тыс. до н. э. Найден при археологических раскопках в
с. Аксютинцы, Полтавской губ. (ныне с. Пустовойтовка Сумской обл.).
Источник: Антиквар. Журнал об искусстве и коллекционировании. 2013. № 77, Октябрь.

Солнце и Луна

Солнце на блюде

Блюдо. Дагестан. XVIII век.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

Поверхность этого блюда, изготовленного в дагестанском селе Испик, покрывает плотная роспись. Её основными элементами являются круглые розетки — символы солнца, пышные завитки растительного орнамента и треугольный узор борта. Свободное пространство заполнено точками, которые соединяют всю композицию в единое целое. Такие блюда не использовались в быту, а имели декоративный характер — ещё до обжига в поддоне делали две дырки для подвешивания блюда на стену.

Поздняя трансформация солярной символики

Фрагмент костромского женского головного убора. Костромская губерния. Вторая половина XVIII века.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

В верхней части композиции сохранившегося фрагмента головного убора из Костромской губернии — круг из ромбов с солярным знаком внутри. Над кругом — ещё один символ солнца. По сторонам, на ветвях — две птицы с повернутыми назад головами. Под ними — женская фигура с двумя птицами. Внизу — изображения птиц среди растительных побегов.

Солнце в архитектуре

Большой мост через овраг. Архитектор В. И. Баженов. Конец XVIII–начало XIX века.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

Символическое изображение солнца нередко украшает и архитектурные объекты. Архитектор Василий Баженов поместил розетки, напоминающие солнце, на центральную часть фасадов Большого моста дворцового комплекса в Царицино. Фасад моста обыгран Баженовым как фасад готического собора с главным центральным порталом и меньшими боковыми порталами с подобиями готической розы-розетки над ними. В оформлении моста и других сооружений комплекса Баженов также использовал перекрещённые ромбы и зигзаги, круги и квадраты. Архитектор заимствовал эти элементы из традиционного народного орнамента, творчески перерабатывая их в новых композициях. В России такие фигуры встречаются в резных узорах крестьянских домов, в вышивке народных сарафанов, рубах и скатертей, в росписи домашней утвари.

Деталь керамического декора доходного дома З. А. Перцовой.
Архитекторы Н.  К.  Жуков и Б.  Н.  Шнауберт, художник С.  В.  Малютин. 1906 год.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

Старинные орнаменты также вдохновляли художника Сергея Малютина, который задумал для доходного дома З. А. Перцовой богатую майоликовую облицовку с изображением с мифических существ, солнца и растений, животных и рыб. В оригинальном убранстве дома З. А. Перцовой видны характерные малютинские «разнокрасочные орнаменты: карнизы, барельефы, завитки чудовищных цветов, странных лебедей с распущенными хвостами, лубочные солнца, волнистые нити всевозможных кружков, полосок, звёзд, квадратов». В оформлении одного из окон Малютин использовал изображение солнца с расходящимися лучами. Треугольники с мягкими углами, расположенные между прямыми линиями лучей, создают ощущение вибрирующего потока солнечного света.

Лунный узор толэзё

Нагрудник женский свадебный (кабачи). Автор вышивки: В. П. Едигарева. Конец XIX века.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта


Символическое изображение луны встречается в традционных орнаментах реже образа солнца. Однако для удмуртского орнамента именно «лунный» узор — восьмиконечная звезда «толэзё» — является одним из важнейших элементов народной вышивки. Например, толэзё украшает свадебный нагрудник, который был обязательной частью свадебного костюма. Его надевала невеста, переехав в дом жениха, при смене девичьего костюма на женский. Свадебный узор «толэзё»  связан с культом плодородия, идеей продолжения рода. Четырехчастный узор — олицетворение четырех стадий человеческой жизни: рождения, взрослеения, старения и умирания, что уподобляется в мифологическом сознании лунному циклу.

Ковёр. Аппликация на кошме из цветных лоскутов материи и шнура. Алтай. 1929 год.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

Композиция алтайского войлочного ковра имеет мало мелких деталей и напоминает яркую детскую аппликацию. Центральное поле ковра поделено на две части. В центре верхней части — красное солнце, а внизу — зеленоватая луна и звездочки. На этом ковре в простой, народной манере отражены представления обычного человека о смене дня и ночи и цикличности жизни.

Звёзды

Огнегривый лев и яркая звезда

Пластина с фигурой льва. Новогород. XII век.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

На круглой золоченой пластине, которую могли использовать для украшения костюма или головного убора, помещено изображение фигуры льва и двух семилучевых звезд. Этот предмет интересен лаконизмом и выразительностью рисунка, точностью графики и простотой композиции.

Редкая икона с композицией из перламутровых раковин

Резные святцы.
Конец XVIII–начало XIX века.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

На фоне восьмиконечной звезды, обтянутой светло-бежевым бархатом, расположены перламутровые пластины в виде квадратов на сквозных косых сетках, обрамленных рельефными пальмовыми ветвями. В углах звезды помещены четыре херувима с парами ангелов и четыре ангелочка, по периметру накреплены мелкие перламутровые звездочки. В каждом квадрате вырезаны в плоском рельефе с гравировкой многофигурные композиции на евангельские темы, фигуры святых, мучеников, а над каждым изображением расположены надписи.

Чувашские звезды-кĕскĕ

Нагрудная вышивка кéскé. XIX век.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

Нагрудные вышивки женских рубах (кĕскĕ) – воплощение красоты чувашского орнаментального искусства. Узоры кĕскĕ складываются в восьмиугольный орнамент, центром которого служит восьмиугольник или квадрат. Восьмиугольную форму кĕскĕ и расходящиеся вокруг центра «спицы» некоторые исследователи связывают с образом звезды или солнца как источника жизни.

Вселенная и космос

Представления о космосе древних жителей Алтая

Войлочный чепрак с узором из "экзотических цветов", VI–III век до нашей эры.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

Пазырыкский чепрак (подстилка под седло) сделан из белого тонкого войлока и украшен орнаментом. Каждая орнаментальная фигура представляет собой построение, состоящее из небольшого синего или голубого кружка со вшитой в него четырехлепестковой красной розеткой с белой точкой в центре (символищируют небо и солнце). Этот узор обрамлен пятью стилизованными рогами оленя. Рога вырезаны из тонкого розового цельного кусочка войлока. В основание рогов вшиты синие или голубые кружки. Внешняя сторона рогов свободна, не укреплена, поэтому от малейшего толчка рога «волнуются», трепещут и насыщают всю композицию динамикой. Поле чепрака обрамлено орнаментальной каймой в виде волнистой линии с роговидными ответвлениями (рога оленя) и очень сильно схематизированными грифоньей головкой и цветком лотоса. Орнамент мог отражать представления ранних кочевников о Вселенной, о Космосе, мог быть связан с основной мировоззренческой системой.

Годовой цикл в оформлении старинного блюда

Блюдо "Времена года". Вторая половина XVII века.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

Сюжет «Времена года» привлекал к себе внимание художников и мастеров разных стран. В XVII-XVIII веках эта тема становится популярной в росписи по дереву, одним из выдающихся памятников которой является уникальное расписное блюдо второй половины XVII века. На блюде в круглых клеймах изображены фигуры, восседающие на престолах и олицетворяющие времена года: весну, лето, осень и зиму. Различные предметы в их руках, одежда, пейзаж связаны с предназначением каждой фигуры. В центре блюда — изображение в круге противостоящих льва и единорога. Остальная плоскость покрыта орнаментом в виде побегов, исходящих из кувшинообразных фигур. Композицию объединяет общая идея, заключающая в себе сложную систему устройства мира, отношения человека к природе.

Засеянное поле или небесный свод?

Подзор. Архангельская область. XIX век.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

В народной вышивке нередко заключают представление об устройстве мира. Архангельская вышивка состоит из некрупных мотивов, равномерно расположенных в шахматном порядке на всем пространстве поля. В трехчастную композицию вышивки можно интерпретировать по-разному. В ее центральной части можно увидеть и засеянноей поле, как символ плодородия, и усеянное звёздами небо. Такой узор символизирует гармонию и порядок вселенной, которые переносился в бытовую, повседневную жизнь через предметы домашнего обихода.

Целая вселенная в орнаменте скатерти

Набивная скатерть. Псковская губерния. Конец XIX–начало XX века.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

Крупные розетки, олицетворяющие солнце, звёзды, разбросанные по небесной синеве полотна, силуэты птиц, соединенные кольца и множество других элементов в узоре набойной скатерти отражают древнейшие космологические и культовые представления. Издавна узорчатой скатертью украшали праздничные столы, но в некоторых деревнях существовал обычай покрывать скатертью могилы родственников в поминальные дни. В этом ритуале видятся отголоски древнейших языческих и христианских представлений, когда «скатерть обращалась в праздничное облачение престола» или жертвенника. Возможно, древний смысл изображения мог быть забыт, мастера могли не знать всех этих тонкостей, но они следовали древней традиции.

Источники:


Составитель статьи: Елизавета Березина





Орнамент или древний календарь? Исследователи видят в узорах этого горшка сельскохозяйственный календарь. Сер. ІІ тыс. до н. э. Найден при археологических раскопках в
с. Аксютинцы, Полтавской губ. (ныне с. Пустовойтовка Сумской обл.).
Источник: Антиквар. Журнал об искусстве и коллекционировании. 2013. № 77, Октябрь.

Солнце и Луна

Солнце на блюде

Блюдо. Дагестан. XVIII век.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

Поверхность этого блюда, изготовленного в дагестанском селе Испик, покрывает плотная роспись. Её основными элементами являются круглые розетки — символы солнца, пышные завитки растительного орнамента и треугольный узор борта. Свободное пространство заполнено точками, которые соединяют всю композицию в единое целое. Такие блюда не использовались в быту, а имели декоративный характер — ещё до обжига в поддоне делали две дырки для подвешивания блюда на стену.

Поздняя трансформация солярной символики

Фрагмент костромского женского головного убора. Костромская губерния. Вторая половина XVIII века.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

В верхней части композиции сохранившегося фрагмента головного убора из Костромской губернии — круг из ромбов с солярным знаком внутри. Над кругом — ещё один символ солнца. По сторонам, на ветвях — две птицы с повернутыми назад головами. Под ними — женская фигура с двумя птицами. Внизу — изображения птиц среди растительных побегов.

Солнце в архитектуре

Большой мост через овраг. Архитектор В. И. Баженов. Конец XVIII–начало XIX века.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

Символическое изображение солнца нередко украшает и архитектурные объекты. Архитектор Василий Баженов поместил розетки, напоминающие солнце, на центральную часть фасадов Большого моста дворцового комплекса в Царицино. Фасад моста обыгран Баженовым как фасад готического собора с главным центральным порталом и меньшими боковыми порталами с подобиями готической розы-розетки над ними. В оформлении моста и других сооружений комплекса Баженов также использовал перекрещённые ромбы и зигзаги, круги и квадраты. Архитектор заимствовал эти элементы из традиционного народного орнамента, творчески перерабатывая их в новых композициях. В России такие фигуры встречаются в резных узорах крестьянских домов, в вышивке народных сарафанов, рубах и скатертей, в росписи домашней утвари.

Деталь керамического декора доходного дома З. А. Перцовой.
Архитекторы Н.  К.  Жуков и Б.  Н.  Шнауберт, художник С.  В.  Малютин. 1906 год.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

Старинные орнаменты также вдохновляли художника Сергея Малютина, который задумал для доходного дома З. А. Перцовой богатую майоликовую облицовку с изображением с мифических существ, солнца и растений, животных и рыб. В оригинальном убранстве дома З. А. Перцовой видны характерные малютинские «разнокрасочные орнаменты: карнизы, барельефы, завитки чудовищных цветов, странных лебедей с распущенными хвостами, лубочные солнца, волнистые нити всевозможных кружков, полосок, звёзд, квадратов». В оформлении одного из окон Малютин использовал изображение солнца с расходящимися лучами. Треугольники с мягкими углами, расположенные между прямыми линиями лучей, создают ощущение вибрирующего потока солнечного света.

Лунный узор толэзё

Нагрудник женский свадебный (кабачи). Автор вышивки: В. П. Едигарева. Конец XIX века.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта


Символическое изображение луны встречается в традционных орнаментах реже образа солнца. Однако для удмуртского орнамента именно «лунный» узор — восьмиконечная звезда «толэзё» — является одним из важнейших элементов народной вышивки. Например, толэзё украшает свадебный нагрудник, который был обязательной частью свадебного костюма. Его надевала невеста, переехав в дом жениха, при смене девичьего костюма на женский. Свадебный узор «толэзё»  связан с культом плодородия, идеей продолжения рода. Четырехчастный узор — олицетворение четырех стадий человеческой жизни: рождения, взрослеения, старения и умирания, что уподобляется в мифологическом сознании лунному циклу.

Ковёр. Аппликация на кошме из цветных лоскутов материи и шнура. Алтай. 1929 год.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

Композиция алтайского войлочного ковра имеет мало мелких деталей и напоминает яркую детскую аппликацию. Центральное поле ковра поделено на две части. В центре верхней части — красное солнце, а внизу — зеленоватая луна и звездочки. На этом ковре в простой, народной манере отражены представления обычного человека о смене дня и ночи и цикличности жизни.

Звёзды

Огнегривый лев и яркая звезда

Пластина с фигурой льва. Новогород. XII век.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

На круглой золоченой пластине, которую могли использовать для украшения костюма или головного убора, помещено изображение фигуры льва и двух семилучевых звезд. Этот предмет интересен лаконизмом и выразительностью рисунка, точностью графики и простотой композиции.

Редкая икона с композицией из перламутровых раковин

Резные святцы.
Конец XVIII–начало XIX века.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

На фоне восьмиконечной звезды, обтянутой светло-бежевым бархатом, расположены перламутровые пластины в виде квадратов на сквозных косых сетках, обрамленных рельефными пальмовыми ветвями. В углах звезды помещены четыре херувима с парами ангелов и четыре ангелочка, по периметру накреплены мелкие перламутровые звездочки. В каждом квадрате вырезаны в плоском рельефе с гравировкой многофигурные композиции на евангельские темы, фигуры святых, мучеников, а над каждым изображением расположены надписи.

Чувашские звезды-кĕскĕ

Нагрудная вышивка кéскé. XIX век.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

Нагрудные вышивки женских рубах (кĕскĕ) – воплощение красоты чувашского орнаментального искусства. Узоры кĕскĕ складываются в восьмиугольный орнамент, центром которого служит восьмиугольник или квадрат. Восьмиугольную форму кĕскĕ и расходящиеся вокруг центра «спицы» некоторые исследователи связывают с образом звезды или солнца как источника жизни.

Вселенная и космос

Представления о космосе древних жителей Алтая

Войлочный чепрак с узором из "экзотических цветов", VI–III век до нашей эры.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

Пазырыкский чепрак (подстилка под седло) сделан из белого тонкого войлока и украшен орнаментом. Каждая орнаментальная фигура представляет собой построение, состоящее из небольшого синего или голубого кружка со вшитой в него четырехлепестковой красной розеткой с белой точкой в центре (символищируют небо и солнце). Этот узор обрамлен пятью стилизованными рогами оленя. Рога вырезаны из тонкого розового цельного кусочка войлока. В основание рогов вшиты синие или голубые кружки. Внешняя сторона рогов свободна, не укреплена, поэтому от малейшего толчка рога «волнуются», трепещут и насыщают всю композицию динамикой. Поле чепрака обрамлено орнаментальной каймой в виде волнистой линии с роговидными ответвлениями (рога оленя) и очень сильно схематизированными грифоньей головкой и цветком лотоса. Орнамент мог отражать представления ранних кочевников о Вселенной, о Космосе, мог быть связан с основной мировоззренческой системой.

Годовой цикл в оформлении старинного блюда

Блюдо "Времена года". Вторая половина XVII века.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

Сюжет «Времена года» привлекал к себе внимание художников и мастеров разных стран. В XVII-XVIII веках эта тема становится популярной в росписи по дереву, одним из выдающихся памятников которой является уникальное расписное блюдо второй половины XVII века. На блюде в круглых клеймах изображены фигуры, восседающие на престолах и олицетворяющие времена года: весну, лето, осень и зиму. Различные предметы в их руках, одежда, пейзаж связаны с предназначением каждой фигуры. В центре блюда — изображение в круге противостоящих льва и единорога. Остальная плоскость покрыта орнаментом в виде побегов, исходящих из кувшинообразных фигур. Композицию объединяет общая идея, заключающая в себе сложную систему устройства мира, отношения человека к природе.

Засеянное поле или небесный свод?

Подзор. Архангельская область. XIX век.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

В народной вышивке нередко заключают представление об устройстве мира. Архангельская вышивка состоит из некрупных мотивов, равномерно расположенных в шахматном порядке на всем пространстве поля. В трехчастную композицию вышивки можно интерпретировать по-разному. В ее центральной части можно увидеть и засеянноей поле, как символ плодородия, и усеянное звёздами небо. Такой узор символизирует гармонию и порядок вселенной, которые переносился в бытовую, повседневную жизнь через предметы домашнего обихода.

Целая вселенная в орнаменте скатерти

Набивная скатерть. Псковская губерния. Конец XIX–начало XX века.
Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

Крупные розетки, олицетворяющие солнце, звёзды, разбросанные по небесной синеве полотна, силуэты птиц, соединенные кольца и множество других элементов в узоре набойной скатерти отражают древнейшие космологические и культовые представления. Издавна узорчатой скатертью украшали праздничные столы, но в некоторых деревнях существовал обычай покрывать скатертью могилы родственников в поминальные дни. В этом ритуале видятся отголоски древнейших языческих и христианских представлений, когда «скатерть обращалась в праздничное облачение престола» или жертвенника. Возможно, древний смысл изображения мог быть забыт, мастера могли не знать всех этих тонкостей, но они следовали древней традиции.

Источники:


Составитель статьи: Елизавета Березина





">
Free monthly vector ornaments in your mailbox! Subscribe and use ornaments for all your creative needs for free!                 Free monthly vector ornaments in your mailbox! Subscribe and use ornaments for all your creative needs for free!                 Free monthly vector ornaments in your mailbox! Subscribe and use ornaments for all your creative needs for free!                 
Read
View
5 min read

The Cosmos, Time, and Ornaments

Since ancient times, people have been watching the motion of celestial objects. They tried to understand the way the world works and to comprehend the flow of time. Astronomical observations helped people to create first calendars and formed the basis for astral and cosmogonic myths that explained the origins of the world, people, and natural phenomena. However, on April 12, 1961 dreams about outer space came true. To celebrate the anniversary of the first human space flight, we collected patterns with solar, lunar, and stellar motifs.

A pattern or an ancient calendar? Researchers suggest that the ornamentation of this pot might represent an agricultural calendar. Mid-second millennium BC. The item was found during archaeological excavations at the village of Aksyutintsy in the Poltava Governorate (now village Pustovoytovka in Sumy Oblast).
Source: The Antiquarian. Journal of Art and Collecting [in Russian]. 2013. № 77, October.

The Sun and the Moon

The Sun on a Dish

A dish. Dagestan. 18th century.
Click on the image to see the item’s profile

The surface of this dish from village Ispik in Dagestan is covered with dense painting. Its constitutive elements are round rosettes (solar symbols), flamboyant swirls of floral ornaments, and triangle patterns that decorate plate’s borders. Empty space is filled with dots that unite different parts of the composition into a single whole. Such dishes were not used in everyday life, but had a decorative function. Two holes for hanging an item on a wall were made in a plate’s bottom even before baking.

 

The Late Transformation of Solar Symbols

The fragment of female headgear from Kostroma. The Kostroma Governorate. Second half of the 18th century.
Click on the image to see the item’s profile

This well-preserved fragment of headwear comes from the Kostroma Governorate. A circle comprised of rhombi with a solar sign inside forms the upper part of its ornamental composition. Below the circle, there is a female figure flanked by birds. Another solar symbol in the upper part of the pattern is also flanked by two figures of birds sitting on tree branches. Their heads are turned back. In the lower part of the composition there are small birds and floral ornaments.

The Sun in Architecture

The Big Bridge over the Ravine. Architect: Vasily Bazhenov. Late 18th – early 19th cc.
Click on the image to see the item’s profile

In architecture, symbolic manifestations of the Sun is a rather common element. The Big Bridge over the Ravine from the Tsaritsyno Palace Ensemble can serve as an example. Vasily Bazhenov who architected this bridge decorated the central part of its façades with rosettes in a form of small suns. By Bazhenov’s design, the façades resemble fronts of Gothic cathedrals with a large central portal and smaller side portals. Ornamental elements above them refer to Gothic rose windows. In the decoration of this bridge and other buildings in Tsaritsyno, Bazhenov also used other similar forms, such as crossed rhombi, zigzags, circles and squares. The architect borrowed these elements from traditional folk ornaments, yet he creatively re-interpreted them to make new compositions. In Russia, such motifs can be found in carved decorations of peasant dwellings, in embroidery on folk dresses, shirts and tablecloths, or in paintings on household utensils.

The detail of a ceramic decoration on the revenue house of Zinaida Pertsova. Nikolay Zhukov, Boris Schnaubert (architects), and Sergey Malyutin (artist). 1906.
Click on the image to see the item’s profile

 

Ancient ornaments also inspired Sergey Malyutin, an artist who designed adornments for the revenue house of Zinaida Pertsova in Moscow. The maiolica decoration includes images of mythological creatures, the Sun and flowers, animals and fish. This sophisticated design reflects the individual style of Malyutin that is characterised by “colourful elements: cornices, bas-reliefs, swirls of monstrous flowers and strange swans with fanned tails, lubok-like suns, waving threads of various circles, stripes, stars, and squares.” Malyutin decorated one of the windows with a sun and radiating rays. Triangles with rounded angles that are placed between the rays create the imagery of the vibrating flow of sunshine.

A Lunar Pattern Toleźo

A female wedding apron (kabaći). The author of embroidery is V. Yedigareva. Late 19th century.
Click on the image to see the item’s profile

In traditional ornaments, lunar patterns are not as common as solar signs. Yet, for Udmurt folk embroidery, ornaments inspired by the Moon, such as an eight-pointed star “toleźo,” are one of the most important motifs. For example, the “toleźo” pattern decorates festive aprons that were an integral part of wedding costume. A bride would put it on when she moved to the bridegroom’s house and changed her maiden clothes to woman dress. The wedding ornament “toleźo” reflects the cult of fertility and the concept of procreation. The pattern consists of four parts, each standing for a particular stage of human life: birth, maturity, ageing, and death. In the mythological image of the world, these stages are connected to lunar phases.

A carpet. An appliqué on felt is made of fabric and cords. The Altai. 1929.
Click on the image to see the item’s profile

The composition of this Altai felt rug might bring to mind colourful appliqués that children usually make. The goundwork of the carpet is divided into two parts. A red sun decorates the centre of the upper part, while a green moon and stars adorn the lower one. In a simple, folk manner this carpet reflects beliefs of an ordinary person, their understanding of day and night cycles, and the idea of eternal recurrence.

Stars

A Firemane Lion and a Bright Start

A plate with the figure of lion. Novgorod. 12th century.
Click on the image to see the item’s profile

This round golden plate could be used for the decoration of clothes or headgear. The item is adorned with the image of lion and two seven-pointed stars. This ornamentation is both laconic and expressive, its composition is rather simple, while the drawing is quite accurate.

A Rare Icon Made of Nacre

A carved menologium.
Late 18th – early 19th cc.
Click on the image to see the item’s profile

The basis of the composition is an eight-pointed star covered with light beige velvet. Embossed palm branches surround square nacre plates on diagonal grids. Each plate is supplemented with a multi-figured low relief composition on Evangelic motifs, figures of saints and martyrs, and a description. Apart from these elements, there are four cherubim placed in four tips of the star, each accompanied by two angels. The edging of the figure is decorated with small stars also made of mother-of-pearl.

Chuvash Köskö-Stars

Köskö chest embroidery. 19th century.
Click on the image to see the item’s profile

The chest embroidery on female shirts (köskö) exemplifies the beauty of Chuvash ornaments. Combined together, patterns comprise an eight-pointed pattern with an octagon or a square in its centre. Some researchers tie the eight-pointed shape of köskö with its radiating spoke-like lines to the imagery of stars or the Sun that embody a source of life.

The Universe and the Cosmos

The Cosmos in the Perception of Ancient Peoples of the Altai

A felt shabraque decorated with “exotic flowers.” 6th – 3th cc. BC.
Click on the image to see the item’s profile

The Pazyryk shabraque (a saddle blanket) is made of thin white felt and is decorated with ornamentation. Each figure here is a complex element that symbolises the sky and the Sun. They are comprised of a blue circle with a four-pointed red rosette sewn to its centre with white threads. The pattern is framed by five figures in a shape of stylised deer horns made of thin pink felt. Their edgings are not attached to the background, so the horns flutter from the slightest touch, this way making the overall composition more dynamic. The borders of the shabraque are adorned with schematised images of a griffin’s head, lotus flowers, and rippled lines that have small “offshoots” (deer horns). Such ornamentation could reflect beliefs of early nomads about the Universe and the Cosmos, and might be tied to their worldview system.

 

A Year Cycle in the Decoration of an Ancient Dish

A dish “Seasons.” Second half of the 17th century.
Click on the image to see the item’s profile

The motif of seasons have attracted significant attention on the part of artists and artisans from different regions. In the 17th and 18th centuries, the subject became especially popular in wood painting, as can be seen on the example of this dish. In the centre of the plate, there are four figures each sitting on a throne. They personify four seasons: spring, summer, autumn, and winter. Various items the figures hold in their hands, as well as their clothes and surrounding landscapes indicate their roles. In the very centre of the dish, there is an image of a lion and a unicorn having a fight. The rest of the surface is covered with floral patterns that depict offshoots growing from jug-like figures. The overall composition shows the complex system of the world order and the attitude of humans toward nature.

A Sown Field or the Firmament?

An edging. Arkhangelsk Oblast. 19th century.
Click on the image to see the item’s profile

Folk embroidery frequently reflects the way people understand the world. This edging from Arkhangelsk has small elements embroidered chequerwise that evenly cover the whole surface of the article. Its three-part composition may have different explanations. Its central part can be interpreted as both a sown field (a symbol of fertility) and as the firmament with stars. Such patterns symbolise harmony in the Universe, which is transferred to the everyday life of people through houseware.

The Universe in Tablecloth Ornamentation

A woodblock printed tablecloth. The Pskov Governorate. Late 19th – early 20th cc.
Click on the image to see the item’s profile

Large rosettes that symbolise the Sun, stars that cover the blue surface of the fabric, silhouettes of birds, joined rings, and many other elements in the ornamentation of this woodblock printed tablecloth represent ancient cosmogonic and cult beliefs. People have covered festive tables with an ornamented cloth since ancient times, but in some villages, there was a practice of covering graves with tablecloth. The ritual took place during special celebrations when people came to cemetery to commemorate their deceased relatives. This practice can stem from ancient pagan and Christian beliefs, where “a tablecloth turned into a festive covering of a throne” or an altar. Perhaps the ancient meaning of the ornamentation was lost, and people who produced such tablecloths did not know all the details, but they still followed the old tradition.

Works cited:

  • Barkova L. L., Polosmyak N. V. The Costume and Textile of the Pazyryks from the Altai (4th – 3 th cc. BC) [in Russian]. Novosibirsk: Infolio, 2005.
  • Ancient Novgorod: Applied Arts and Archaeology [Photo album]. Ed. by Yanin V. L., Kolchin B. A., Yamshchikov S. V. Moscow: Iskusstvo, 1985.
  • Durasova G. P., Yakovleva G. A. Pictorial Motifs in Russian Folk Embroidery [in Russian]. Moscow: Sovetskaya Rossiya, 1990.
  • Kashkarova Z. D., Rabotnova I. P. Folk Embroidery from Arkhangelsk [in Russian]. Moscow: KOIZ, 1954.
  • Ceramic Installation: From the Materials of the Archive and Collections of A. V. Filippov [in Russian] / [research ed.: S. I. Baranova]. Moscow: Eksmo, 2017.
  • Medzhitova E. D., Trofimov A. A. Chuvash Folk Arts [in Russian]. Cheboksary: Chuvashskoye Knizhnoye Izdatelstvo, 1981.
  • Folk Arts. Research Materials [in Russian]. Vol. 2. Collection of articles. Saint Petersburg: Palace Editions, 2005.
  • Chirkov D. A. Decorative Arts of Dagestan [in Russian]. Moscow: Sovetskiy Khudozhnik, 1971.
  • Edokov V. I. Altai Ornaments [in Russian]. Gorno-Altaisk: Knizhnoye Izdatelstvo, 1971.
  • Experts from the National Museum of the Udmurt Republic named after Kuzebay Gerd.
  • Experts from the Tsaritsyno State Museum Reserve.

Editor of this article: Elizaveta Berezina.

 

 

 

Subscribe to the newsletter
Thank you for your subscribing
Free monthly vector ornaments in your mailbox! Subscribe and use ornaments for all your creative needs for free!                 Free monthly vector ornaments in your mailbox! Subscribe and use ornaments for all your creative needs for free!                 Free monthly vector ornaments in your mailbox! Subscribe and use ornaments for all your creative needs for free!