Читать
Смотреть
7 мин чтения

Разнообразие культур, многоцветие ковров

Джеджим, килим, сумах, чибта, буртина, кийиз, арбабаш, цаха… Эти загадочные слова — названия видов дагестанских ковров. Язык ковра можно считать ещё одним языком Дагестана (а всего в многонациональной республике говорят более чем на 50-ти языках). Узоры старинных ковров, как и языки, рассказывают о быте, традициях, мировоззрении жителей Кавказа.

Уникальная природа Дагестана оказывает существенное влияние
на мировоззрение и декоративное искусство местных жителей.
Источники фотографии: озеро Кезенойам — Wikipedia.org; эоловый город — az-dag.ru;
сулакский каньон — etokavkaz.ru, природа Табасаранского района — uspeach.com

В этом материале мы рассмотрим орнаменты ковров Южного Дагестана на примере изделий конца XIX–начала XX века из коллекции Дербентского музея-заповедника и отдельных объектов книги «Декоративное искусство Дагестана» Д. А. Чиркова.

Сумах. Ковёр безворсовый. Начало XX века. Дагестан.

7 особенностей ковроделия Дагестана

1. Ковры ткали практически в каждом доме, так как каменные стены и земляные полы традиционного жилища требовали утепления в условиях горного климата.

2. Женщины могли уделять ковроткачеству восемь-десять месяцев в году, когда освобождались от сельскохозяйственных работ. Мастерицы создавали напольные ковры, настенные паласы, сумки-хурджины, пояса для носки кувшинов и другие изделия для быта.

Тканье ковра на вертикальном станке. Аварцы. 1926.
Фотография из коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук.

3. Краски для шерсти изготовляли из трав, коры деревьев, плодов кустарников, насекомых. В их производстве использовали шелуху лука, шафран, чистотел, ландыш, инжир, крапиву. Широко применяли марену, которая придавала шерсти оттенки красного цвета: от светло-розового до тёмно-малинового.

4. Благодаря разнообразию природных красителей цветовое решение дагестанских ковров очень богато, узор выстраивается на 7–24 оттенках. Особенно насыщен колорит южно-дагестанских безворсовых ковров-сумахов. Он состоит из синих, серо-голубых, белых, кирпично-красных, охристо-золотистых, оранжевых и красных тонов.

Ковёр безворсовый Сумах. Начало XX века. Южный Дагестан.

5. По технике изготовления дагестанские ковры делятся на четыре группы: безворсовые, ворсовые, войлочные и комбинированные.

6. Даже старинная этнографическая карта Дагестана, составленная в 1886 году, похожа на фрагмент пёстрого ковра: разными цветами на ней обозначены территории расселения лезгин, аварцев, даргинцев, кумыков, табасаранцев, лакцев и других народов. У каждого народа есть свои типичные орнаменты и техники изготовления ковров.

Этнографическая карта Дагестанской области 1886 года, на которой указаны территории расселения и численность народов, границы округов, полицейских участков и сельских обществ

7. Торговля со странами Востока и Средней Азии, а также активный культурный обмен между регионами Кавказа, обогащали орнаментальный язык дагестанского ковроткачества.

Орнаментальные мотивы ковров Южного Дагестана

Местной орнаментике присуща простота форм и минимальная разработка деталей. При этом сюжеты сложны и имеют отчасти символическое значение.

Мотивы делятся на 4 основные группы: геометрические, растительные, зооморфные и антропоморфные.

  • Геометрические орнаменты — архаичные и наиболее устойчивые. Они состоят из разнообразных форм в виде точек, прямых и зигзагообразных линий, многоугольников, звездчатых форм, крестов, спиралей, меандров. Мастерицы сочетали несколько видов этих элементов и добивались большого разнообразия комбинаций, сложности рисунка.
Ковёр ворсовый. Начало XX века. Дагестан.

Прямые и наклонные кресты или расходящиеся из одного центра лучи являются космогоническими элементами орнамента — схематизированными изображениями солнца и звёзд.

Ковёр ворсовый. Начало XX века. Южный Дагестан

По словам старожилов Дагестана знаки в виде спиралей и лабиринтов оберегали и защищали жилище от проникновения злых духов, заключали в себе магическую силу. Знак в виде треугольника играл роль талисмана, оберегавшего человека от рождения и до самой старости. Символ, напоминающий крючок или зеркально отражённую латинскую букву «S», означал благополучие, достаток, обилие.

Ковёр ворсовый. Фрагмент. Начало XX века. Южный Дагестан

  • Растительные мотивы навеяны красотой и многообразием местной природы. Это элементы дерева, ветвей, листьев цветка, букета. При создании орнамента ковровщицы следовали природному распределению линий, которые они видели на реальных растениях.
Сумах. Безворсовый ковёр. Начало XX века. Южный Дагестан. Орнамент центрального поля создан растительными мотивами
  • Зооморфные мотивы отражают разнообразие животного мира Дагестана.
Ковёр ворсовый, молитвенный. Фрагмент. Южный Дагестан. Начало XX века.
В орнаменте ковра встречаются изображения древа жизни и элементы, напоминающие силуэты птиц.

К зооморфным мотивам относятся многочисленные изображения бараньих рогов — «карчар».

Ковёр ворсовый. «Сафар-чечне». Фрагмент. XIX век. Южный Дагестан.

Исследователи связывают стилизованные изображения бараньих рогов с тотемными знаками.

Сумах. Безворсовый ковёр. Начало XX века. Дагестан.
На чёрном фоне широкой каймы, между звеньями ломаной линии хорошо видны элементы, напоминающие рога.

На некоторых коврах можно увидеть целые картины, рожденные фантазией и наблюдательностью горянок: деревья с цветами и плодами, фигуры животных, предметы быта.

Ковер ворсовый. XIX век. Дагестан.

  • Антропоморфные мотивы встречаются в орнаментах ковров в виде схематического изображения человеческих фигур, например, всадников или пляшущих джигитов.
Ковёр ворсовый «Пляска джигитов». Фрагмент.

Особую группу узоров дагестанских ковров составляют орнаменты на коврах, используемых в религиозных практиках. С распространением ислама на территории Дагестана в обиходе местных жителей появляется ковер-намазлык — небольшой коврик для молитвы (намаза).

Считалось, что краями ковра ограничено чистое пространство и, стоя на таком ковре, молящийся уже отделен от окружающей скверны. В орнаменте намазлыка часто встречается символическое изображение михраба (ниши в стене мечети), что символизирует обращение к богу.

Ковер молитвенный. Фрагмент с изображением элемента, символизирующего михраб. Дагестан. Начало XX века.

Важным орнаментальным мотивом молитвенны ковриков считается священное дерево — дерево жизни. Древо жизни объединяет три части мироздания: корни, уходящие в глубь земли, — подземный или нижний мир, ствол и нижние ветви — небо, верхние ветви — рай. Таким образом оно связывает землю и рай.

Ковёр ворсовый. Начало XX века. Южный Дагестан.

Особенности композиции ковров Южного Дагестана

В композиции ковра выделяется:

  • Центрический орнамент. Имеет вид крупных, законченных декоративных геометризованных форм с детальной разработкой внутри — медальонов. Этот вид орнамента строился по принципу одноосной или двуосной симметрии. Иногда встречается центрический орнамент, построенный по принципу асимметрии. На центральном поле ковров может помещаться несколько медальонов, вокруг которых в шахматном порядке располагаются более мелкие розетки и медальоны.
Центральный медальон. Сумах, безворсовый ковёр. Начало XX века. Южный Дагестан.
  • Фоновый орнамент. Заполняет свободные от крупных фигур пространства центрального поля. Выступает в роли второстепенного элемента композиции, обычно располагаясь ассиметрично в виде сочетаний нескольких разнообразных орнаментальных мотивов.
Фрагмент с разнообразием элементов фонового орнамента
— маленьких розеток, звезд, s-образных элементов.
Ковёр ворсовый. Начало XX века. Южный Дагестан.

  • Орнаменты кайм бордюра. Бордюр замыкает границы центрального поля, окружая его каймами — полосами. Кайм может быть 3 — 9 (по некоторым источникам 10). Ведущая кайма ковров широкая, вспомогательные каёмки более узкие.
Бордюр с четырьмя каймами. Кайма 2 — ведущая.
Ковёр молитвентвенный. Фрагмент. Начало ХХ века. Южный Дагестан

Основным принципом построения окаймляющего орнамента является принцип раппортности (повторяемости) и ритмичности.

Бордюр с тремя каймами. Выраженная ведущая кайма отсутствует.
Ковёр ворсовый. Начало XX века. Южный Дагестан

Каймовые орнаменты имеют разные мотивы. В частности: геометрические, роговидные, бегущей волны.

Ковёр ворсовый. Начало XX века. Южный Дагестан.

Впереди большая работа

В этой статье мы рассказали и проиллюстрировали множество элементов. Однако это лишь часть существующего многообразия орнаментов. Ниже приведены перечни элементов ковров Южного Дагестана в классификации исследователей:

В наших планах продолжить поиск образцов ковров Южного Дагестана созданных до 1920-х гг. XX века и дополнить наш аналитический разбор большим количеством иллюстраций графических элементов. Всегда рады партнерству с культурными организациями и экспертами.

Спасибо!

Благодарим за помощь в подготовке статьи Гулаймат Агабековну Юсуфову, научного сотрудника отдела «Фонды» ГБУ «Дербентский Историко-архитектурный и археологический музей-заповедник».

Источники:

  • Статьи «Ковры и ковровые изделия Дагестана» и «Орнаментальные особенности дагестанских ковров», подготовленные сотрудниками «Музея Ковра» ГБУ «Дербентский Историко-архитектурный и археологический музей-заповедник».
  • Гарунова С. М. «Дербентское ковроткачество» в контексте истории этнокультур // Вестник Дагестанского научного центра. 2016. № 60. С. 38–44.
  • Гарунова С. М. Художественно-технические характеристики дагестанских безворсовых ковров // Вестник института ИАЭ. 2017. № 2. С. 133-142.
  • Дебиров П. М. История орнамента Дагестана. Возникновение и развитие основных мотивом. М.: Наука, 2001.
  • Народные художественные промыслы Дагестана. Изд. 3 дополненное. Коллектив авторов. Махачкала: Издательство «Лотос», 2012.
  • Чирков Д. А. Декоративное искусство Дагестана. М.: Советский художник, 1971.

Составитель статьи: Елизавета Березина


Подписаться на рассылку
Благодарим Вас за подписку на нас