array(3) {
  ["originals"]=>
  array(28) {
    [0]=>
    array(4) {
      ["title"]=>
      string(48) "2nd Cavalry Corps. Fronton. 
1784-1785 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14593/" ["img"]=> string(498) "2nd Cavalry Corps. Fronton. <br/>1784-1785 years" ["pseudo_height"]=> float(195.67578125) } [1]=> array(4) { ["title"]=> string(62) "2nd Cavalry Corps. Columns of the facade.
1784-1785 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14594/" ["img"]=> string(526) "2nd Cavalry Corps. Columns of the facade. <br/>1784-1785 years" ["pseudo_height"]=> float(195.33333333333) } [2]=> array(4) { ["title"]=> string(48) "2nd Cavalry Corps. Fronton.
1784-1785 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14595/" ["img"]=> string(498) "2nd Cavalry Corps. Fronton. <br/>1784-1785 years" ["pseudo_height"]=> float(195.33333333333) } [3]=> array(4) { ["title"]=> string(55) "3rd Cavalry Corps. Arched parapet.
1776-1779 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14596/" ["img"]=> string(506) "3rd Cavalry Corps. Arched parapet. <br/>1776-1779 years" ["pseudo_height"]=> float(195.33333333333) } [4]=> array(4) { ["title"]=> string(46) "Gallery-fence with gates.
1782-1785 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14592/" ["img"]=> string(467) "Gallery-fence with gates. <br/>1782-1785 years" ["pseudo_height"]=> float(195.33333333333) } [5]=> array(4) { ["title"]=> string(77) "The Grand Palace. Decoration by M. Kazakov.
1786 - 1789, 1793-1796 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14597/" ["img"]=> string(562) "The Grand Palace. Decoration by M. Kazakov. <br/>1786 - 1789, 1793-1796 years" ["pseudo_height"]=> float(195.67578125) } [6]=> array(4) { ["title"]=> string(69) "The Big Bridge over the ravine.
1778-1779, 1784-1785, 1808 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14598/" ["img"]=> string(513) "The Big Bridge over the ravine. <br/>1778-1779, 1784-1785, 1808 years" ["pseudo_height"]=> float(195.33333333333) } [7]=> array(4) { ["title"]=> string(79) "The Big Bridge over the ravine. Fragment.
1778-1779, 1784-1785, 1808 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14599/" ["img"]=> string(533) "The Big Bridge over the ravine. Fragment. <br/>1778-1779, 1784-1785, 1808 years" ["pseudo_height"]=> float(195.33333333333) } [8]=> array(4) { ["title"]=> string(46) "Ornamented (Grape) gates.
1776-1778 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14607/" ["img"]=> string(285) "Ornamented (Grape) gates. <br/>1776-1778 years" ["pseudo_height"]=> float(195.33333333333) } [9]=> array(4) { ["title"]=> string(46) "Ornamented (Grape) gates.
1776-1778 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14608/" ["img"]=> string(285) "Ornamented (Grape) gates. <br/>1776-1778 years" ["pseudo_height"]=> float(195.33333333333) } [10]=> array(4) { ["title"]=> string(56) "Ornamented (Grape) gates. Fragment.
1776-1778 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14609/" ["img"]=> string(305) "Ornamented (Grape) gates. Fragment. <br/>1776-1778 years" ["pseudo_height"]=> float(195.45857142857) } [11]=> array(4) { ["title"]=> string(79) "The Big Bridge over the ravine. Fragment.
1778-1779, 1784-1785, 1808 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14605/" ["img"]=> string(536) "The Big Bridge over the ravine. Fragment. <br/>1778-1779, 1784-1785, 1808 years" ["pseudo_height"]=> float(184.71744791667) } [12]=> array(4) { ["title"]=> string(79) "The Big Bridge over the ravine. Fragment.
1778-1779, 1784-1785, 1808 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14606/" ["img"]=> string(536) "The Big Bridge over the ravine. Fragment. <br/>1778-1779, 1784-1785, 1808 years" ["pseudo_height"]=> float(212.45572916667) } [13]=> array(4) { ["title"]=> string(79) "The Big Bridge over the ravine. Fragment.
1778-1779, 1784-1785, 1808 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14600/" ["img"]=> string(533) "The Big Bridge over the ravine. Fragment. <br/>1778-1779, 1784-1785, 1808 years" ["pseudo_height"]=> float(195.33333333333) } [14]=> array(4) { ["title"]=> string(79) "The Big Bridge over the ravine. Fragment.
1778-1779, 1784-1785, 1808 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14601/" ["img"]=> string(533) "The Big Bridge over the ravine. Fragment. <br/>1778-1779, 1784-1785, 1808 years" ["pseudo_height"]=> float(195.33333333333) } [15]=> array(4) { ["title"]=> string(79) "The Big Bridge over the ravine. Fragment.
1778-1779, 1784-1785, 1808 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14602/" ["img"]=> string(533) "The Big Bridge over the ravine. Fragment. <br/>1778-1779, 1784-1785, 1808 years" ["pseudo_height"]=> float(195.33333333333) } [16]=> array(4) { ["title"]=> string(79) "The Big Bridge over the ravine. Fragment.
1778-1779, 1784-1785, 1808 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14603/" ["img"]=> string(339) "The Big Bridge over the ravine. Fragment. <br/>1778-1779, 1784-1785, 1808 years" ["pseudo_height"]=> float(277.33538461538) } [17]=> array(4) { ["title"]=> string(79) "The Big Bridge over the ravine. Fragment.
1778-1779, 1784-1785, 1808 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14604/" ["img"]=> string(525) "The Big Bridge over the ravine. Fragment. <br/>1778-1779, 1784-1785, 1808 years" ["pseudo_height"]=> float(280.97692307692) } [18]=> array(4) { ["title"]=> string(39) "Ornamented bridge.
1776-1778 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14610/" ["img"]=> string(480) "Ornamented bridge. <br/>1776-1778 years" ["pseudo_height"]=> float(195.33333333333) } [19]=> array(4) { ["title"]=> string(49) "Ornamented bridge. Fragment.
1776-1778 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14612/" ["img"]=> string(503) "Ornamented bridge. Fragment. <br/>1776-1778 years" ["pseudo_height"]=> float(195.33333333333) } [20]=> array(4) { ["title"]=> string(49) "Ornamented bridge. Fragment.
1776-1778 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14613/" ["img"]=> string(503) "Ornamented bridge. Fragment. <br/>1776-1778 years" ["pseudo_height"]=> float(414.5) } [21]=> array(4) { ["title"]=> string(49) "Ornamented bridge. Fragment.
1776-1778 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14614/" ["img"]=> string(503) "Ornamented bridge. Fragment. <br/>1776-1778 years" ["pseudo_height"]=> float(415.27201565558) } [22]=> array(4) { ["title"]=> string(49) "Ornamented bridge. Fragment.
1776-1778 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14615/" ["img"]=> string(503) "Ornamented bridge. Fragment. <br/>1776-1778 years" ["pseudo_height"]=> float(416.04705882353) } [23]=> array(4) { ["title"]=> string(49) "Ornamented bridge. Fragment.
1776-1778 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14616/" ["img"]=> string(503) "Ornamented bridge. Fragment. <br/>1776-1778 years" ["pseudo_height"]=> float(209.37369791667) } [24]=> array(4) { ["title"]=> string(39) "Ornamented bridge.
1776-1778 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14611/" ["img"]=> string(480) "Ornamented bridge. <br/>1776-1778 years" ["pseudo_height"]=> float(195.67578125) } [25]=> array(4) { ["title"]=> string(66) "Facade of the Kitchen Quarters (Bread House).
1784-1785 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14617/" ["img"]=> string(531) "Facade of the Kitchen Quarters (Bread House). <br/>1784-1785 years" ["pseudo_height"]=> float(195.33333333333) } [26]=> array(4) { ["title"]=> string(40) "Bread house roof parapet.
1786 year" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14619/" ["img"]=> string(480) "Bread house roof parapet. <br/>1786 year" ["pseudo_height"]=> float(195.33333333333) } [27]=> array(4) { ["title"]=> string(77) "Facade of the Kitchen Quarters (Bread House). Fragment.
1784-1785 years" ["link"]=> string(38) "https://ornamika.com/en/pattern/14618/" ["img"]=> string(553) "Facade of the  Kitchen Quarters (Bread House). Fragment. <br/>1784-1785 years" ["pseudo_height"]=> float(174.44401041667) } } ["originals_max"]=> NULL ["originals_count"]=> int(28) }
Read
View
5 min read

 

Second Cavalry Building

In the architectural design of the Second Cavalry Building’s façades Vasily Bazhenov creatively re-interpreted the elements of Gothic and Old Russian architecture (with the latter being also deemed Gothic at his time). There are almost no direct citations or emulations in Bazhenov exteriors, but playfulness and allusion. However, one should keep in mind that Bazhenov as an architect worked at the time of the transition between the Baroque and Neoclassicism in Russia. His ‘Gothic taste’ exists within the framework of neoclassical architecture. It results in a fancy combination of Gothic and Old Russian architectural elements, with the reference to the particular approaches and ideas of the neoclassical style.

Photo 1. The Façade of the Second Cavalry Building

The façades of the Second Cavalry Building are equipped with decorative elements known as pediments.

The pediment depicted in the first photo is an allusion to a so-called wimperg – a pointed gable placed above the windows and portals of Gothic buildings. Usually wimpergs are decorated with tracery and crockets of various forms, such as buds and leaves, which are used to create a hook-like silhouette. In his décor of the Cavalry Buildings’ kokoshniks (a traditional Russian type of corbels), Vasily Bazhenov masterfully plays with the elements of this kind.

However, as at that time Old Russian architecture was also deemed ‘Gothic,’ Vasily Bazhenov alludes to the national traditions. The shape of his wimperg-like gable refers the viewer to the three elements of Russian architecture: bochka, kokoshnik, and zakomara. Bochka (literally means ‘barrel’) is the type of a roof of traditional Russian civil and church buildings (predominantly wooden ones). Its shape has the form of a cylinder (or sometimes a half-cylinder) with an elevated and pointed upper part. It constitutes a keel-like corbel which resembles an onion dome in section. Kokoshnik is a type of faux zakomara (Russian kind of corbels) of keel-like shape. Zakomara is a keel-shaped or semicircular exterior decorative element with its silhouette resembling a contiguous barrel vault. Thus, kokoshnik is not related to a building’s construction, being only a decorative piece. The architect extends this keel-shaped element to create a more pointed, Gothic-like silhouette.

 

As these are the purely decorative parts which are not related to the building’s construction, they have a clearly ludic, fancy nature.

The example of a bochka roof

Wimperg above the portal of the Nativity of Jesus, Seville Cathedral. Spain, 1401-1519

The example of crockets


Keel-shaped kokoshniks (upper row) and keel-shaped zakomaras (bottom row), the Cathedral of the Saviour, St. Andronicus Monastery, Moscow


The columns of the Second Cavalry Building’s façade are depicted in the second photo. They are closer to the Neoclassical rather than Gothic style by their proportions and weight-carrying function.

Photo 2. The columns of the Second Cavalry Building’s façade

Their design refers us to rusticated columns. However, it is also possible that it is an artistic representation of the ideas of Philibert de l’Orme (also Delorme; born between 1510 and 1515, died in 1570). He was a Renaissance architect who popularised the so-called French order – columns rusticated in a precise way, combining the elements of both Classical orders and Gothic architectural pieces.

Rusted columns on the façade of the Luxembourg Palace in Paris. 1615-1631. Architect Salomon de Brosse

The pediment in the photo below refers us to the Naryshkin (also Moscow) Baroque style. Its helix figures (volutes) and soft arched lines which constitute the so-called broken pediment are characteristic elements of this late XVII century style, which was inspired by the European Baroque.

Photo 3. The Pediment of the Second Cavalry Building

The architect incorporates the allusions to these elements into his ‘soft’ Gothic, crowning the pediment with the keel-shaped figure so distinct for the Old Moscow architecture.

Architectural elements of the Church of the Assumption on Pokrovka, Kotelniky. 1696 – 1699. Vasily Bazhenov highly appreciated the design of this building

Décor of the Church of the Saviour in Ubory, 1690 – 1697. Architect Yakov Bukhvostov

Third Cavalry Building

In the photo of the Third Cavalry Building you may see the parapet decorated with arcs and columns, akin to that of the Second Cavalry Building. It combines lancet arches and small decorative columns.

Photo 4. The Third Cavalry Building

This parapet is perhaps the most noteworthy element of the décor of the Building’s half rotunda. It is a fancy re-interpretation of Gothic parapets, arcades of contiguous arches and blind windows (so named because they consist of false arches adjoining the wall) of Gothic buildings. However, both the parapet and the belvedere tower are finished with the keel-shaped kokoshniks. This is the tribute to Old Russian architecture, an artistic reference to the details we discussed while observing the Second Cavalry Building. The balanced row of these keel-shaped elements is diluted with small obelisk-like pillars.

The wall of the belvedere tower is decorated with plain geometric shapes, such as circles and squares, designed probably to imitate wall carvings which are so characteristic for Gothic cathedrals.

The fragment of the parapet of the Cathedral of the Nativity of Saint Mary. Milan, XIV-XIX centuries

The Arch of the Enclosing Gallery

The Arch of the Enclosing Gallery is situated between the Bread House and the Grand Palace. Its décor is among the most unusual and mysterious ones in the whole ensemble.

Photo 5. The Arch of the Enclosing Gallery

Some researchers of the Bazhenov’s heritage associate the ‘bristling spikes’ of this arch with the Christ’s crown of thorns. However, it is also possible that the architect did not mean to imbue the decoration with such a profound meaning. Perhaps it was designed to evoke particular associations with Gothic architecture and its lancet-like sharp forms embodied in spires, finials, crockets, and fleurons.

There is an architectural reference to the Gothic pinnacles on the both sides of this peculiarly decorated arch. The ornament in the shape of intertwined, keel-like kokoshniks occurs again on the small towers. Gothic lancet apertures are combined with the classical orders. In accordance with the rules of the Neoclassical style, the pillars in the upper row are thinner than ones in the lower row, and their number is proportionally reduced.

The Big Bridge over the Ravine

By Bazhenov’s design, the central part of the Bridge’s façades resembles fronts of Gothic cathedrals. It is decorated with the central portal and smaller side ones with the rosette-like elements above them.

Photo 6. The Big Bridge over the Ravine

Vasily Bazhenov equipped the Big Bridge over the ravine with solar symbols, crossed rhombi, zigzags, circles and squares.

The reference to the traditional folk ornaments is obvious. These shapes can be seen in carved decorations of peasants dwellings, in embroidery on folk dresses, shirts and tablecloths, in paintings on household utensils. Such ornaments are a centuries-old tradition.

The edge of a towel. Russia, XIX century

A distaff with the traditional ornament. The late XIX century

The engaged columns are merged into bunches, thus resembling an allusion to Gothic pillars.

The façade of the Cathedral of Notre-Dame de Paris

The Ornate Gate

The Ornate Gate is a peculiar, ‘toy’ triumphal arch. The décor of its upper part is inspired by Gothic traceries. A tracery is an architectural ornament in the decoration of windows or arches, which is based on lines and arcs. It is a (sometimes peculiar) combination of stylised trefoils or quatrefoils, circles and their fragments, curved lines, and floral patterns.

Photo 7. The Ornate Gate

The building is sometimes called Grape Gate because of the decorative cone in the lower part of the tracery. Such elements in the shape of pyramids, cones, spheres, or grape clusters are very characteristic for the Russian XVII-century architecture and are called gir’ka (which literally means ‘plummet’).

The tiny decorative columns are designed and combined in the way to create a reference to Gothic monuments. Nevertheless, the cartouches on the side façades of the arch are closer to the Baroque style and refer us to the whitestone decorations of the Naryshkin Baroque.

The small towers on the both sides of the arch are decorated as fortified ones and thus equipped with merlons in a swallow-tailed form, same to ones of the Moscow Kremlin. Such merlons were used for covering those who defended a fortress in case of shelling, but here they are a clearly decorative element.

Photo 8. The Ornate Gate’s Tower

The lancet arch is decorated with small whitestone bas-reliefs of trumpeting Phemes that underscore the motif of triumph, and with a fretted archivolt in the shape of a wreath decorated with ribbons, leaves, and fruits. The top of the building is finished with the pinnacle-like figures and a small colonnade with subtle lancet arches.

Tracery of Bebenhausen Abbey. Germany, XII century

 

Gir’ka and bochka above the entrance to the Cathedral of the Intercession in Izmailovo. 1671-1679

 

The Ornate Bridge

The Ornate Bridge has a high parapet with columns and lancet arches. According to some researchers of Tsaritsyno, the small towers placed across the ramp of the Bridge are akin to the sparkles of fireworks or the flame of a torch, be they captured in stone. They remember us that Tsaritsyno was designed to become a place for celebrations, amusement, and fun.

Photo 9. The Ornate Bridge

However, an experienced viewer will recognise in the shape of the tower’s tops the finials of Gothic cathedrals – their soared silhouettes covered with crockets and cones with fleurons, which completed the pinnacles. Due to these countless pinnacles and finials Gothic buildings appear so subtle and delicate. An allusion to Gothic pinnacles and finials is not the only reference to medieval architecture. The aperture of the Bridge is flanked by the towers with merlons in the shape of swallow tail, which we discussed earlier. Here the merlons are cut-out and placed on the tops of towers, as it should be. However, the towers themselves are just a folly, they are halved by the Bridge and cannot serve as defensive constructions. The façades of the Bridge are decorated with cross-shaped and dentil ornaments that frame round loopholes.

Photo 10. The Ornate Bridge

 

 

 

Author of the article: Pavel Ermolov, the Candidate of Art Criticism and the Senior Researcher at the “Tsaritsyno” State Museum Reserve.

 

Subscribe to the newsletter
Thank you for your subscribing

Читать
Смотреть
5 мин чтения

Второй Кавалерский корпус

В архитектурном оформлении фасадов Второго Кавалерского корпуса В. И. Баженов творчески переосмыслил элементы декора готических и древнерусских построек, которые в то время тоже причислялись к готическим. В архитектурных декорациях В. И. Баженова практически нет прямых цитат и подражаний, но всё есть игра и намёк. При этом надо помнить, что В. И. Баженов – архитектор эпохи перехода от барокко к классицизму в России. Его «готический вкус» существует  в рамках архитектуры классицизма. В результате получается причудливая фантазия из игры в готические и древнерусские архитектурные декорации, соединённая с рядом приёмов и идей классицистической архитектуры.

Фото 1. Фасад Второго Кавалерского корпуса

Фасады Второго Кавалерского корпуса оформлены декоративными завершениями – фронтонами.

Фронтон на фото №1 – это аллюзия на остроконечный вимперг (от нем. Wimperg) над порталами и оконными проёмами готических построек. Обычно вимперги украшает ажурная или рельефная резьба и краббы (от нем. Krabbe) — «зубчики», «отростки», стилизованные цветы и листья, придающие ощущение зубчатости или крючковатости. В декоре кокошников Кавалерских корпусов В. И. Баженов искусно обыгрывает эти элементы.

Однако, поскольку в его время к «готическому» относили и древнерусскую архитектуру, В. И. Баженов намекает на национальные традиции – его фронтон-«вимперг»  имеет форму, отсылающую нас к трём элементам древнерусской архитектуры: бочке, кокошнику и закомаре. В русской архитектуре бочка – это тип крыши гражданских и церковных зданий (прежде всего деревянных). По форме бочка представляет собой незамкнутый цилиндр или, реже, полуцилиндр, с повышенным и заострённым верхом, в результате чего на фасаде образуется килевидный фронтон, напоминающий храмовую главу — «луковицу» в разрезе. Кокошник – это вид ложной закомары в виде килевидной фигуры. Закомара – это килевидное или полукруглое завершение внешнего участка стены, которое своими очертаниями воспроизводит прилегающий к ней цилиндрический свод. Соответственно, кокошник не связан с конструкцией свода и является декоративным элементом. Архитектор вытягивает этот килевидный элемент декора для придания ему характерной для готики стрельчатости и устремленности ввысь.

Поскольку это чисто декоративные детали, никак не связанные с конструкцией здания, их устройство не оставляет сомнения в игровом, иллюзорном характере этих элементов.

Пример крыши типа «Бочка»
Вимперг над порталом Рождества Христова собора Мария-де-ла-Седе. Испания. 1401-1519 годы
Пример «Краббы»

Килевидные кокошники (в верхней части) и килевидные закомары в архитектуре Спасского собора Андроникова монастыря в Москве

На Фото 2 представлены колонны фасада Второго Кавалерского корпуса. По своим пропорциям и функции поддержки антаблемента они скорее классицистические, чем готические.

Фото 2. Колонны фасада Второго Кавалерского корпуса

Их декор отсылает нас к типу рустованных колонн. Возможно также, что это художественная отсылка к идеям Филибера Делорма (между 1510 годом и 1515 — 1570 годами), архитектора эпохи Возрождения, популяризировавшего так называемый «французский ордер» — особым образом рустованные колонны, сочетающие элементы античного ордера и готические детали.

Рустованные колонны на фасаде Люксембургского дворца в Париже, 1615—1631 годы, архитектор Саломон де Бросс

Фронтон на фотографии ниже отсылает нас скорее к архитектуре нарышкинского (московского) барокко. Завитки (волюты) и плавные дугообразные линии, образующие так называемые «разорванный» фронтон – характерные элементы этого стилистического направления конца XVII века, воспринятые, в свою очередь, из европейского барокко.

Фото 3. Фронтон Второго Кавалерского корпуса

Архитектор встраивает аллюзии на эти элементы в свою «нежную готику», увенчивая фронтон столь характерным для московской древнерусской архитектуры килевидным элементом.

Архитектурные детали церкви Успения на Покровке (в Котельниках, построена в 1696—1699 годах). В. И. Баженов высоко оценивал архитектуру этого храма
Декор Спасской церкви в с. Уборы (1690-1697 годы), архитектор Я. Г. Бухвостов

Третий Кавалерский корпус

На фото Третьего Кавлерского корпуса представлен уже знакомый нам по декору Второго Кавалерского корпуса арочно-колончатый парапет, сочетающий стрельчатые арки и маленькие декоративные колонки.

Фото 4. Третий Кавалерский корпус

Этот парапет является, пожалуй, самым значимым элементом декора полуротонды корпуса. Это фантазия на тему готических парапетов, аркады (состоящей из сквозных арок) и аркатурного пояса (состоящего из декоративных, так называемых «ложных» или «слепых» арок, вплотную или почти вплотную примыкающих к стене) готических сооружений. Однако арочно-колончатый парапет, как и башня-бельведер, завершены прорезными килевидными кокошниками. Это уже дань древнерусской архитектуре, художественный намёк на те детали, о которых мы уже говорили по поводу декора Второго Кавалерского корпуса. Единый ряд килевидных элементов разбивается небольшими столбиками-обелисками.

На башне-бельведере стена украшена простыми геометрическими фигурами – кругами и квадратами, которые, вероятно, должны имитировать настенную резьбу, характерную для готических соборов.

Фрагмент парапета Миланского собора Рождества Девы Марии (XIV-XIX века)

Арка Галереи-ограды

Декор Арки Галереи-ограды между Хлебным домом и Большим дворцом – один из самых загадочных и необычных.

Фото 5. Арка Галереи-оргады

Ощетинившаяся шипами арка некоторым исследователям творчества В. И. Баженова напомнила терновый венец Иисуса Христа. Возможно, однако, что такого глубокого смысла архитектор не вкладывал и декор просто рассчитан на эмоциональное переживание свойственной для готики «стрельчатости» и «зазубренности», достигаемых в готической архитектуре благодаря многочисленным пинаклям, шпилям, фиалам, краббам и крестоцветам.

По сторонам от «игольчатой» арки мы видим архитектурный намёк на готические пинакли. На башенках снова повторяется мотив килевидных кокошников, однако теперь они переплетены. Стрельчатые готические проёмы сочетаются с ордерной системой классицистической архитектуры, в соответствии с которой число колонн второго яруса пропорционально уменьшено, а сами они сделаны более тонкими.

Большой мост через овраг

Центральная часть фасадов моста обыграна В. И. Баженовым как фасад готического собора с главным центральным порталом и меньшими боковыми с подобиями готической розы (окно-розетта) над ними.

Фото 6. Большой мост через овраг

В. И. Баженов украсил Большой мост через овраг солярными знаками, перекрещёнными ромбами и зигзагами, кругами и квадратам.

Фото 7. Большой мост через овраг. Фрагмент

Нетрудно увидеть, что это творческое заимствование из традиционного народного орнамента. В России такие фигуры встречаются в резных узорах крестьянских домов, в вышивке народных сарафанов, рубах и скатертей, в росписи домашней утвари. Подобные виды орнамента имеют многовековую традицию.

Край полотенца, Россия, XIX век
Прялки конца XIX века с традиционным орнаментом

Полуколонны собраны в связки – это аллюзия на готические колонны.

Фасад собора Парижской Богоматери

Фигурные ворота

Фигурные ворота — своего рода игровая триумфальная арка. Верх арочного пролёта оформлен в виде подражания готическому масверку. Масверк (Maßwerk, с нем. — «чертёжная работа») — это готический декоративный каркасный орнамент в оформлении окон и арок, элементы которого построены при помощи циркуля и линейки. Состоит из стилизованных трилистников либо четырёхлистников, кругов и их фрагментов, дуг, кривых линий, процветших отростков, иногда приобретает чрезвычайно причудливую форму.

Фото 8. Фигурные ворота

Внизу зубчатых дуг свисает гроздь-шишка, поэтому ворота ещё иногда называют Виноградными. Подобный декоративный элемент арки в виде свисающей вниз пирамидки, грозди, шишечки, шара характерен для русской архитектуры XVII века и называется «гирька».

Декоративные колонки решены и сгруппированы так, что создаётся образ, отсылающий к колоннам готических памятников. Однако картуши по боковым фасадам арки скорее барочные – это отсылка к белокаменному декору нарышкинского барокко.

Башни по сторонам арки оформлены как крепостные и украшены зубцами «ласточкин хвост», хорошо знакомым по архитектуре Московского Кремля. Такие зубцы предназначены для прикрытия от обстрела врагом обороняющихся защитников крепости, однако здесь они, конечно, просто декоративный мотив крепостной архитектуры.

Фото 9. Башня Фигурных ворот

Арка стрельчатая и декорирована также невысокими белокаменными барельефами трубящих Слав, что подчёркивает её триумфальный характер, а также резным архивольтом в виде перевитого лентой венка из листьев и плодов. Верх сооружения украшен также подобием пинаклей и небольшой колоннадой с едва видимыми стрельчатыми арками.

Масверк в здании аббатства в Бебенхаузене (Германия, XII век)

Гирька и бочка над входом в Покровский собор в Измайлове (1671-1679 годы)

Фигурный мост

Фигурный мост имеет высокий парапет из стрельчатых арочек и колонн. Башенки вдоль пандуса Фигурного моста, по мнению некоторых исследователей Царицына, похожи на застывшие в камне искры фейерверка или пламя факелов. Они словно напоминают, что «Царицыно» должно было стать местом празднеств, игр, увеселений.

Фото 10. Фигурный мост

Но искушённому зрителю форма их наверший должна напомнить фиалы (от греч. phiale — кубок) готических соборов — устремлённые вверх, покрытые краббами стержни и пирамидки с крестоцветом на конце, завершавшие пинакли. Именно благодаря многочисленным пинаклям и фиалам готические здания кажутся лёгкими, ажурными. Аллюзия на готические пинакли и фиалы – не единственная здесь игра со средневековой архитектурой. Пролёт моста фланкирован башнями с завершением из крепостных зубцов «ласточкин хвост», о которых мы уже говорили. Здесь зубцы прорезные и находятся, как и положено, на вершине башен. Однако сами башни – игра, они разрезаны мостом надвое и не способны быть оборонительными сооружениями. Фасады моста украшены также крестообразными и зубчатыми элементами, обрамляющими круглые окошки-бойницы.

Фото 11. Фигурный мост

Статья подготовлена Павлом Ермоловым, старшим научным сотрудником ГМЗ «Царицыно», кандидатом искусствоведения.

Подписаться на рассылку
Благодарим Вас за подписку на нас