Читать
Смотреть
5 мин чтения

Второй Кавалерский корпус

В архитектурном оформлении фасадов Второго Кавалерского корпуса В. И. Баженов творчески переосмыслил элементы декора готических и древнерусских построек, которые в то время тоже причислялись к готическим. В архитектурных декорациях В. И. Баженова практически нет прямых цитат и подражаний, но всё есть игра и намёк. При этом надо помнить, что В. И. Баженов – архитектор эпохи перехода от барокко к классицизму в России. Его «готический вкус» существует  в рамках архитектуры классицизма. В результате получается причудливая фантазия из игры в готические и древнерусские архитектурные декорации, соединённая с рядом приёмов и идей классицистической архитектуры.

Фото 1. Фасад Второго Кавалерского корпуса

Фасады Второго Кавалерского корпуса оформлены декоративными завершениями – фронтонами.

Фронтон на фото №1 – это аллюзия на остроконечный вимперг (от нем. Wimperg) над порталами и оконными проёмами готических построек. Обычно вимперги украшает ажурная или рельефная резьба и краббы (от нем. Krabbe) — «зубчики», «отростки», стилизованные цветы и листья, придающие ощущение зубчатости или крючковатости. В декоре кокошников Кавалерских корпусов В. И. Баженов искусно обыгрывает эти элементы.

Однако, поскольку в его время к «готическому» относили и древнерусскую архитектуру, В. И. Баженов намекает на национальные традиции – его фронтон-«вимперг»  имеет форму, отсылающую нас к трём элементам древнерусской архитектуры: бочке, кокошнику и закомаре. В русской архитектуре бочка – это тип крыши гражданских и церковных зданий (прежде всего деревянных). По форме бочка представляет собой незамкнутый цилиндр или, реже, полуцилиндр, с повышенным и заострённым верхом, в результате чего на фасаде образуется килевидный фронтон, напоминающий храмовую главу — «луковицу» в разрезе. Кокошник – это вид ложной закомары в виде килевидной фигуры. Закомара – это килевидное или полукруглое завершение внешнего участка стены, которое своими очертаниями воспроизводит прилегающий к ней цилиндрический свод. Соответственно, кокошник не связан с конструкцией свода и является декоративным элементом. Архитектор вытягивает этот килевидный элемент декора для придания ему характерной для готики стрельчатости и устремленности ввысь.

Поскольку это чисто декоративные детали, никак не связанные с конструкцией здания, их устройство не оставляет сомнения в игровом, иллюзорном характере этих элементов.

Пример крыши типа «Бочка»
Вимперг над порталом Рождества Христова собора Мария-де-ла-Седе. Испания. 1401-1519 годы
Пример «Краббы»

Килевидные кокошники (в верхней части) и килевидные закомары в архитектуре Спасского собора Андроникова монастыря в Москве

На Фото 2 представлены колонны фасада Второго Кавалерского корпуса. По своим пропорциям и функции поддержки антаблемента они скорее классицистические, чем готические.

Фото 2. Колонны фасада Второго Кавалерского корпуса

Их декор отсылает нас к типу рустованных колонн. Возможно также, что это художественная отсылка к идеям Филибера Делорма (между 1510 годом и 1515 — 1570 годами), архитектора эпохи Возрождения, популяризировавшего так называемый «французский ордер» — особым образом рустованные колонны, сочетающие элементы античного ордера и готические детали.

Рустованные колонны на фасаде Люксембургского дворца в Париже, 1615—1631 годы, архитектор Саломон де Бросс

Фронтон на фотографии ниже отсылает нас скорее к архитектуре нарышкинского (московского) барокко. Завитки (волюты) и плавные дугообразные линии, образующие так называемые «разорванный» фронтон – характерные элементы этого стилистического направления конца XVII века, воспринятые, в свою очередь, из европейского барокко.

Фото 3. Фронтон Второго Кавалерского корпуса

Архитектор встраивает аллюзии на эти элементы в свою «нежную готику», увенчивая фронтон столь характерным для московской древнерусской архитектуры килевидным элементом.

Архитектурные детали церкви Успения на Покровке (в Котельниках, построена в 1696—1699 годах). В. И. Баженов высоко оценивал архитектуру этого храма
Декор Спасской церкви в с. Уборы (1690-1697 годы), архитектор Я. Г. Бухвостов

Третий Кавалерский корпус

На фото Третьего Кавлерского корпуса представлен уже знакомый нам по декору Второго Кавалерского корпуса арочно-колончатый парапет, сочетающий стрельчатые арки и маленькие декоративные колонки.

Фото 4. Третий Кавалерский корпус

Этот парапет является, пожалуй, самым значимым элементом декора полуротонды корпуса. Это фантазия на тему готических парапетов, аркады (состоящей из сквозных арок) и аркатурного пояса (состоящего из декоративных, так называемых «ложных» или «слепых» арок, вплотную или почти вплотную примыкающих к стене) готических сооружений. Однако арочно-колончатый парапет, как и башня-бельведер, завершены прорезными килевидными кокошниками. Это уже дань древнерусской архитектуре, художественный намёк на те детали, о которых мы уже говорили по поводу декора Второго Кавалерского корпуса. Единый ряд килевидных элементов разбивается небольшими столбиками-обелисками.

На башне-бельведере стена украшена простыми геометрическими фигурами – кругами и квадратами, которые, вероятно, должны имитировать настенную резьбу, характерную для готических соборов.

Фрагмент парапета Миланского собора Рождества Девы Марии (XIV-XIX века)

Арка Галереи-ограды

Декор Арки Галереи-ограды между Хлебным домом и Большим дворцом – один из самых загадочных и необычных.

Фото 5. Арка Галереи-оргады

Ощетинившаяся шипами арка некоторым исследователям творчества В. И. Баженова напомнила терновый венец Иисуса Христа. Возможно, однако, что такого глубокого смысла архитектор не вкладывал и декор просто рассчитан на эмоциональное переживание свойственной для готики «стрельчатости» и «зазубренности», достигаемых в готической архитектуре благодаря многочисленным пинаклям, шпилям, фиалам, краббам и крестоцветам.

По сторонам от «игольчатой» арки мы видим архитектурный намёк на готические пинакли. На башенках снова повторяется мотив килевидных кокошников, однако теперь они переплетены. Стрельчатые готические проёмы сочетаются с ордерной системой классицистической архитектуры, в соответствии с которой число колонн второго яруса пропорционально уменьшено, а сами они сделаны более тонкими.

Большой мост через овраг

Центральная часть фасадов моста обыграна В. И. Баженовым как фасад готического собора с главным центральным порталом и меньшими боковыми с подобиями готической розы (окно-розетта) над ними.

Фото 6. Большой мост через овраг

В. И. Баженов украсил Большой мост через овраг солярными знаками, перекрещёнными ромбами и зигзагами, кругами и квадратам.

Фото 7. Большой мост через овраг. Фрагмент

Нетрудно увидеть, что это творческое заимствование из традиционного народного орнамента. В России такие фигуры встречаются в резных узорах крестьянских домов, в вышивке народных сарафанов, рубах и скатертей, в росписи домашней утвари. Подобные виды орнамента имеют многовековую традицию.

Край полотенца, Россия, XIX век
Прялки конца XIX века с традиционным орнаментом

Полуколонны собраны в связки – это аллюзия на готические колонны.

Фасад собора Парижской Богоматери

Фигурные ворота

Фигурные ворота — своего рода игровая триумфальная арка. Верх арочного пролёта оформлен в виде подражания готическому масверку. Масверк (Maßwerk, с нем. — «чертёжная работа») — это готический декоративный каркасный орнамент в оформлении окон и арок, элементы которого построены при помощи циркуля и линейки. Состоит из стилизованных трилистников либо четырёхлистников, кругов и их фрагментов, дуг, кривых линий, процветших отростков, иногда приобретает чрезвычайно причудливую форму.

Фото 8. Фигурные ворота

Внизу зубчатых дуг свисает гроздь-шишка, поэтому ворота ещё иногда называют Виноградными. Подобный декоративный элемент арки в виде свисающей вниз пирамидки, грозди, шишечки, шара характерен для русской архитектуры XVII века и называется «гирька».

Декоративные колонки решены и сгруппированы так, что создаётся образ, отсылающий к колоннам готических памятников. Однако картуши по боковым фасадам арки скорее барочные – это отсылка к белокаменному декору нарышкинского барокко.

Башни по сторонам арки оформлены как крепостные и украшены зубцами «ласточкин хвост», хорошо знакомым по архитектуре Московского Кремля. Такие зубцы предназначены для прикрытия от обстрела врагом обороняющихся защитников крепости, однако здесь они, конечно, просто декоративный мотив крепостной архитектуры.

Фото 9. Башня Фигурных ворот

Арка стрельчатая и декорирована также невысокими белокаменными барельефами трубящих Слав, что подчёркивает её триумфальный характер, а также резным архивольтом в виде перевитого лентой венка из листьев и плодов. Верх сооружения украшен также подобием пинаклей и небольшой колоннадой с едва видимыми стрельчатыми арками.

Масверк в здании аббатства в Бебенхаузене (Германия, XII век)

Гирька и бочка над входом в Покровский собор в Измайлове (1671-1679 годы)

Фигурный мост

Фигурный мост имеет высокий парапет из стрельчатых арочек и колонн. Башенки вдоль пандуса Фигурного моста, по мнению некоторых исследователей Царицына, похожи на застывшие в камне искры фейерверка или пламя факелов. Они словно напоминают, что «Царицыно» должно было стать местом празднеств, игр, увеселений.

Фото 10. Фигурный мост

Но искушённому зрителю форма их наверший должна напомнить фиалы (от греч. phiale — кубок) готических соборов — устремлённые вверх, покрытые краббами стержни и пирамидки с крестоцветом на конце, завершавшие пинакли. Именно благодаря многочисленным пинаклям и фиалам готические здания кажутся лёгкими, ажурными. Аллюзия на готические пинакли и фиалы – не единственная здесь игра со средневековой архитектурой. Пролёт моста фланкирован башнями с завершением из крепостных зубцов «ласточкин хвост», о которых мы уже говорили. Здесь зубцы прорезные и находятся, как и положено, на вершине башен. Однако сами башни – игра, они разрезаны мостом надвое и не способны быть оборонительными сооружениями. Фасады моста украшены также крестообразными и зубчатыми элементами, обрамляющими круглые окошки-бойницы.

Фото 11. Фигурный мост

Статья подготовлена Павлом Ермоловым, старшим научным сотрудником ГМЗ «Царицыно», кандидатом искусствоведения.

Подписаться на рассылку
Благодарим Вас за подписку на нас